Недавнее заявление исламского ученого о том, что bitcoin “вписывается” в законы шариата, может быть одной из причин того, что сегодня цена криптовалюты выросла сразу на $1000.

Подобное заявление открывает криптовалютный рынок для мусульманских инвесторов, которые ранее не были уверены, что криптовалюту можно причислить к деньгам в соответствии со строгими определениями ученых.

И товар, и валюта

Исламский канонический закон запрещает практику кредитования денег под высокие процентные ставки, известную как ростовщичество. Дискуссия в сообществе исламских ученых по поводу того, является ли bitcoin формой ростовщичества, была вызвана высокой волатильностью криптовалюты и огромными прибылями и убытками в результате резких изменений цены.

В исламе товары с внутренней стоимостью (золото, серебро, соль) считаются валютой. Цифровые или бумажные деньги обычно считаются таковыми только в том случае, если они подкреплены такими же товарами с внутренней стоимостью по фиксированному обменному курсу. Золотой стандарт, например, позволяет считать валютами, совместимыми с законами шариата, те, которые подкреплены золотым запасом.

Bitcoin был сложным понятием для оценки среди исламских ученых, действуя одновременно и как товар, и как валюта. Однако он подпадает под определенные каноны обычных денег в законе шариата — все, что становится широко принятым в качестве валюты обществом или наделено правительственным мандатом.

Харам или халяль?

Муфтий Мухаммад Абу Бакар (Muhammad Abu Bakar), советник по вопросам шариата и сотрудник по соблюдению его норм в Blossom Finance в Джакарте, опубликовал статью с выводами о том, является ли Bitcoin разрешенным («халяль») или запрещенным («харам»).

Эксперт приходит к выводу, что в некоторых случаях bitcoin действительно может считаться халяльным. “В Германии bitcoin признан легальной валютой и поэтому квалифицируется как исламские деньги в Германии. В таких странах, как США, bitcoin не имеет официального юридического статуса денег, но принимается к оплате у разных торговцев и, следовательно, квалифицируется как обычные исламские деньги”, — пишет он.

В шариате существуют строгие постулаты о сохранении богатства, в связи с чем ICO и неустойчивый рынок криптоторговли могут рассматриваться в негативном свете. Тем не менее технологии bitcoin и блокчейна хорошо сочетаются с идеями шариата. Блокчейн однозначно базируется на праве собственности, что в большей степени соответствует шариату, чем банковское дело, считает автор.

Статья муфтия вышла через день после крупной исламской научной конференции, посвященной криптовалютам, демонстрируя, что этот вопрос стал актуальной проблемой для мусульманского общества.

Мусульмане составляют 23% всего населения мира — это 1,6 млрд человек, преимущественно проживающих в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Индия и Индонезия. Решение о том, что участие в криптовалютном рынке не противоречит шариату, может открыть рынок для многих инвесторов, которые ранее избегали его по религиозным соображениям. Этим же может быть вызван и недавний всплеск стоимости bitcoin.

 

comments powered by HyperComments