Что не так с законопроектом о криптовалютах

Год назад Госдума в первом чтении приняла законопроект о «Цифровых финансовых активах» (ЦФА), который должен был установить правила регулирования криптовалют в России. Второе и третье чтения так и не состоялись, но в последнее время власти активно говорят о скором рассмотрении документа.

Однако эксперты считают, что у текущей редакции законопроекта о криптовалютах слишком много серьезных недостатков.

Критикуют и другой документ, который тоже ждет рассмотрения в Госдуме — законопроект о краудфандинге («Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». На днях со своими замечаниями к законопроектам выступила Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики при Ассоциации юристов России. 

По итогу заседания комиссии МО АЮР по цифровой экономике мы выпустили критическое заключение на законопроекты "О…

Gepostet von Roman Yankovskiy am Montag, 27. Mai 2019

Замечания к законопроекту о криптовалютах в России

Замечания комитета были сведены в 10-страничное заключение и отправлены в Госдуму и Центробанк. Эксперты разделили их на пять групп: замечания к терминологии, технические вопросы, деятельность регулятора, ответственность операторов инвестиционных систем, реклама цифровых финансовых активов.

Ключевые замечания:

  • Законопроекты не раскрывают понятие «цифровых операционных знаков», его правовую сущность, природу и порядок обращения. По мнению юристов, под ним понимаются «криптовалюты», но отсутствие этого термина в тексте закона может вывести их из легального поля;
  • Законопроекты не определяют возможность и условия оборота между гражданами России цифровых активов, которые созданы и легально используются в других юрисдикциях;
  • Нормативные акты не содержат четкого правила, позволяющего отграничить «цифровые финансовые права» от «цифровых прав утилитарного назначения»;
  • В законопроекте о краудфандинге нет определения понятий «инвестор», «инвестиции», «инвестиционный проект»;
  • Согласно проекту закона о краудфандинге, «лицом, привлекающим инвестиции», может быть только российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. По мнению экспертов, это напрямую противоречит действующему законодательству России;
  • Эксперты предлагают увеличить как минимум вдвое размер ограничений на годовые инвестиции для граждан. Сейчас этот показатель составляет 600 тысяч рублей;
  • Законопроекты предполагают возможность создания только приватных (непубличных) распределенных информационных систем. По мнению комиссии, необходимо разрешить и определить правила регулирования публичных децентрализованных систем;
  • Эксперты предлагают уточнить норму закона о краудфандинге о запрете привлекать инвестиции лицам, против которых было подано заявление о признании их банкротом. По мнению юристов, такой запрет должен касаться только тех, в отношении которых уже есть решение суда по иску о банкротстве;
  • Законопроекты в совокупности не дают четкого понимания порядка взаимодействия с иностранными регулируемыми участниками рынка;
  • В законопроекте о краудфандинге нет требований к перечню документов и информации, а также о сроках их предоставления в Центробанк
  • В законопроектах не предусмотрена возможность работы с иностранными инвесторами через зарубежные банковские счета;
  • Эксперты предлагают уточнить виды рекламы, связанной с привлечением инвестиций посредством инвестиционной платформы, а не запрещать ее полностью. 

Криптовалюты в России в 2019 году: перспективы

Поправки к законодательству, которые позволят регулировать криптовалютный рынок, еще осенью 2017 года поручил подготовить президент России Владимир Путин. В пакет законопроектов, который назвали «цифровым», вошли законопроекты «О цифровых финансовых активах», «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», а также документ с поправками в Гражданский кодекс.

Пока приняли только поправки в Гражданский кодекс — этот документ вызвал меньше всего нареканий.

Он вводит в Гражданский кодекс понятие «цифровые права». Законопроекты о регулировании криптовалют и краудфандинга сумели пройти лишь первое чтение в Госдуме — это произошло еще  в мае 2018 года. Рассмотрение документов переносили из-за постоянной критики. Сначала с ней выступило правительство, итогом этого стали серьезные изменения в главный из законопроектов пакета — «О цифровых финансовых активах».

Стадия рассмотрения законопроекта о цифровых финансовых активах
Стадия рассмотрения законопроекта о цифровых финансовых активах

Позже со своими претензиями неоднократно выступали представители экспертного сообщества. В ответ на это глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков пообещал, что концепции нормативных актов больше меняться не будут, а сами законопроекты должны как можно скорее пройти второе и третье чтения. Недавно первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова заявила, что документы примут в течение весенней сессии Госдумы. У депутатов остается не так много времени — весенняя сессия завершится 28 июля. 

Криптовалюты: запрет или легализация?

Из-за неопределенности с законопроектами криптовалюты и блокчейн по-прежнему не входят в правовое поле России. Нет и определенной судебной практики, хотя российские суды рассмотрели уже более 50 дел, связанных с цифровыми валютами.

Отсутствие регулирования приводит к тому, что суды принимают разные решения. 

Отрасль нуждается в регулировании, но официальную риторику сложно назвать позитивной для криптовалют: например, Центробанк не раз высказывался против их легализации. Как рассказала Bloomchain во время Петербургского международного юридического форума директор департамента финансовой политики Минфина Яна Пурескина, криптовалюты и операции с ними в России могут оказаться под запретом. Шанс на легализацию есть у utility-токенов (цифровых прав), которые создаются и используются в конкретных проектах.

Пурескина подтвердила, что рассмотрение «цифрового пакета» может состояться до конца весенней сессии Госдумы. Возможно, на сроки рассмотрения может повлиять заявление председателя Госдумы Вячеслава Володина, который призвал правительство ускорить внесение законопроектов по развитию цифровой экономики.  «Цифровой пакет» не имеет к ним прямого отношения — его рассматривают отдельно — однако это может подстегнуть законодателей доработать и его в ближайшее время.