Bloomchain: Арсений, вы на рынке страхования уже 15 лет. Можно ли говорить что цифровое страхование вошло в повседневную жизнь? Оформление полиса для выезда за границу онлайн - это уже цифровое страхование?
Арсений Поярков: Когда речь идет о digital-страховании в повседневной жизни, то в первую очередь мы говорим о продаже полисов онлайн. Процесс покупки некоторых страховых продуктов уже в значительной степени диджитализирован, мы говорим здесь именно о покупке. Например, страховка для визы. Вы заходите на сайт, выбираете полис, оплачиваете его, и вам компания присылает бумажку, которую вы несете в посольство. То же самое касается и страховки от невылета. Вы зашли на сайт агентства по продаже билетов, нажали галочку в нужном месте - и все, вы застрахованы.
С digital-урегулированием убытков все намного грустнее, его в общем объеме выплат практически нет. К сожалению, доля онлайн-продаж среди общего объема страховых выплат тоже оставляет желать лучшего.
Основные объемы в области онлайн-страхования компании получают на другом рынке - ОСАГО. Можно даже сказать, что это сейчас основной рынок развития российского digital-страхования.
Он кратно растет и занимает все больший процент от общих объемов ОСАГО. Такой рост постепенно подтягивает за собой всю сопутствующую инфраструктуру.
Bloomchain: Кто занимает лидирующие позиции на российском рынке цифрового страхования?
Арсений Поярков: Основные игроки на рынке цифрового страхования - те же крупные компании, которые доминируют на рынке обычного страхования. Это Росгосстрах, Ингосстрах, Ресо-Гарантия и другие.

Стоит отметить, что с течением времени присутствие компаний на рынке цифрового страхования меняется. Особенностью страхования ОСАГО является то, что статистически далеко не любой полис прибылен для страховщика.
Раньше некоторые страховщики отказывали в заключении договора, ссылаясь на отсутствие бланков или другие причины. Теперь задачу "отфутболить" неугодного клиента приходится решать онлайн.
Bloomchain: Как регулируется рынок digital-страхования в России?
Арсений Поярков: Никакого специального регулирования на рынке цифрового страхования нет. При этом за рынком наблюдает ЦБ РФ, который следит за соблюдением в онлайне тех же правил, что действуют для оффлайн-страхования. В поле цифрового страхования страховщики внимательно наблюдают за действиями регулятора, а регулятор - за страховщиками; такая игра в кошки-мышки. Не стоит забывать о мошенниках, которые регулярно пытаются заработать на махинациях с полисами, и онлайн-формат дает им дополнительные инструменты.
Bloomchain: В каких сферах страхования можно ожидать цифровую революцию?
Арсений Поярков: Успех истории с ОСАГО показал страховщикам преимущества цифровизации. Следующий в очереди продукт - КАСКО. Это вопрос ближайшего будущего, нескольких лет. И здесь развитие продукта поведет за собой развитие инфраструктуры, сопутствующих услуг. Рынок КАСКО в России большой и достаточно привлекательный с точки зрения внедрения инноваций, повышающих эффективность страхования и сокращающих издержки.
Стоит также ожидать прихода цифрового страхования в сектор страхования недвижимости. Там наступление страхового случая более явно, частота убытков страховщика, как правило, меньше по сравнению с другими продуктами - поэтому здесь тоже возможна скорая диджитализация. На Западе уже есть интересные онлайн-решения - например, Lemonade.
Bloomchain: Как цифровое страхование взаимодействует с государственными компаниями? Станет ли оно частью программы "Цифровая экономика"?
Арсений Поярков: Цифровое страхование взаимодействует с государственными компаниями там, где это необходимо государственным компаниям. По программе "Цифровая экономика" - короткий ответ "нет". Эта программа создана для других целей, цифрового страхования внутри нее пока нет, и вообще программа пока существует в самых общих контурах.
Bloomchain: Как основные игроки рынка страхования в России относятся к стартапам в этой сфере?
Арсений Поярков: В России есть стартапы которые занимаются цифровым страхованием, но их не очень много. Есть профильный агрегатор - "Insurtech 2.0", который выпустил уже вторую итерацию стартапов.
Однако отсутствие инфраструктуры, необходимой среды и незначительный по мировым меркам рынок не способствуют увеличению числа прорывных решений. Жизнь теплится, назовем это так.
Цифровое страхование в России: справка Bloomchain
Рынок страхования в России растет, отмечают аналитики KPMG. В 2017 году страховые сборы выросли на 8%. Основной рост обеспечивают топ-10 компаний, которые в прошлом году контролировали 75% рынка. В десятку вошли СОГАЗ, Росгосстрах, АльфаСтрахование, Сбербанк Страхование, ВТБ Страхование, Ингосстрах, Ресо-Гарантия, ВСК, Ренессанс Страхование (включая Ренессанс Жизнь) и Согласие.

Основным драйвером роста в 2017 году стало страхование жизни - сборы в сегменте увеличились на 54%. Рост страхования по ОСАГО замедлился (сбор премий в годовом исчислении уменьшился на 5%), на рынке КАСКО наблюдалось снижение премий. Для страховщиков рынок ОСАГО остается самым убыточным сегментом. Сегмент защиты имущества вырос на 12% за счет страхования ипотечных квартир.
По итогам 2018 года рынок может вырасти на 7%, главным образом благодаря страхованию жизни, отмечают аналитики KPMG. Также в отчете подчеркивается ведущая роль новых технологий на рынке.
"Развитие новых технологий в мире происходит более быстрыми темпами, чем в России,что позволяет отечественным страховщикам использовать опыт зарубежных коллег для успешного внедрения уже опробованных технологий", - говорится в отчете KPMG.
Среди новых технологий особенным спросом у страховщиков пользуются технологии для маркетинга, работа с большими данными, роботизация продаж (чат-боты, call-центры), а также специальные программы по сбору и анализу открытых данных о потенциальных клиентах.