Как города становятся «умными»

Как города становятся "умными"

Идеи интернета вещей сегодня востребованы во многих сферах. В том числе они находят применение в городском планировании — на базе этой концепции в разных регионах мира пробуют создавать «умные» города.

Такие города стали активно развиваться в начале 21 века, однако предпосылки для их создания появились гораздо раньше. Индустриализация привела к возникновению мегаполисов, в которых могли жить десятки миллионов человек. Чтобы обеспечить население водой, электричеством и другими ресурсами, было необходимо централизованное управление и внедрение технологических решений.

Эта система не раз доказывала свою эффективность: например, во время Второй мировой войны база данных о состоянии отдельных кварталов оказалась очень ценной для Лондона. В американском Лос-Анджелесе в 1970 году разработали «Городскую информационную систему», которая позволила собирать и анализировать информацию о городе, включая данные аэрофотосъемки и результаты соцопросов. Власти использовали полученные данные для создания новых  маршрутов и строительства дорог.

Сегодня Лос-Анджелес считается одним из самых «умных» городов США: в нем распространены электромобили и станции зарядки для них, применяют светодиодное освещение улиц и используют солнечную энергетику.

Появление широкополосного Интернета дало новый стимул для развития «умных» городов. В 2005 году Cisco и IBM вложили $25 млн в эксперимент по внедрению компьютерных технологий в городские системы управления в Лос-Анджелесе, Амстердаме и Сингапуре.

Современный «умный город»

Точного определения термина «умный город» нет — понятие трактуют очень широко. Многие эксперты включают в него применение цифровых технологий для централизованного управления городской средой и улучшения жизни граждан.

Аналитическая компания Frost & Sullivan выделяет 8 критериев для определения «умного» города: умная энергетика, умное управление, умная инфраструктура, умное здравоохранение, умный дом, умная мобильность, умная технология, умные граждане.

Есть и критики концепции «умного» города. Колумнист The Atlantic Брюс Стерлинг скептически относится к этой идее и считает ее маркетинговым приемом, которым пользуются пользуются технологические корпорации, застройщики и чиновники.

Среди компонентов «умного» города часто называют “умное управление” (smart governance). Оно предполагает предоставление услуг в электронном виде: например, запись в поликлинику или обращение к властям. Это направление востребовано во всем мире — от Индонезии до Южной Америки. В Москве к «умному управлению» можно отнести систему голосования «Активный Гражданин».

«Умная» транспортная система позволяет контролировать ситуацию на дорогах, оптимизировать работу общественного транспорта, следить за соблюдением правил. Камеры оценивают загруженность дорог и сообщают об этом водителям, парковочные датчики передают информацию о наличии мест на автостоянке.

Еще одна важная составляющая «умного» города — «умная» энергетика (smart energy). «Умные»  фонари накапливают электроэнергию днем и включают освещение вечером, подсчитывая расход электричества. Технология smart grid собирает данные о том, как каждый отдельный дом тратит электроэнергию. Ее уже используют в Израиле и Сингапуре.  

Другие технологии заботятся о природе: датчики состояния воздуха сообщают о загрязнении окружающей среды и сигнализируют о возникновении нештатных ситуаций. Данные о количестве мусора на свалках позволяют властям оперативно вывозить его. В Барселоне датчики влажности почвы сообщают о необходимости полить растения, в засушливом Иерусалиме система TaKaDu помогает чиновникам отслеживать резкий рост расхода воды.

Москва в тренде

Для развития «умного» города необходим союз государства и крупного капитала. Это возможно лишь в странах с образованным населением и открытой экономикой. Среди них — город-государство Сингапур, финансовый центр Юго-Восточной Азии и своего рода экономический посредник в регионе. В Сингапуре базируются многие криптовалютные и блокчейн-компании, проходят хакатоны и профильные выставки. 9 из 10 граждан Сингапура имеют доступ к Интернету.

С 2014 года Сингапур воплощает в жизнь программу Smart Nation. Эта инициатива «объединяет граждан, чиновников и частные компании» для улучшения качества жизни в большом городе. Среди проектов программы — система бесконтактных платежей в городском транспорте (аналогичная работает в Московском метро), эксперименты с машинами без водителей, разработка приложения для пожилых граждан.

Для решения проблем с распределением ресурсов Сингапур также экспериментирует с технологией блокчейн. В районе Юхуа в 2017 году власти установили несколько тысяч сенсоров, которые следят за качеством воздуха, расходованием воды и электричества. Власти используют информацию при строительстве новых районов, а гражданам система помогает экономить на коммунальных платежах.

В последние годы на звание «умного города» претендует Москва. В городе появился бесплатный Wi-Fi в общественном транспорте, растет доля компаний с умным управлением. Другой пример «умного» города — южнокорейский Сонгдо, который должен был стать противовесом перенаселенному Сеулу. Искусственный город Сонгдо задумывался как «зеленое» пространство, где жители будут передвигаться на велосипедах, уборкой мусора с улиц заниматься пневмомусорки, а все дома оборудованы системами видеосвязи.

Как выжить в «умном» городе

У концепции «умного» города есть и серьезные недостатки. Несмотря на активное развитие технологий в отдельных регионах, примера полноценного «умного» города пока нет. Тот же рукотворный Сонгдо не оправдал возложенных на него надежд: инвесторы не смогли привлечь в него жителей и крупные компании. Это дало журналистам повод назвать Сонгдо «корейским Чернобылем».

Мегаполисы активно внедряют технологии, но пока далеки от звания «умных». Инновации требуют широкополосного Интернета, который есть далеко не везде — в итоге на электроэнергии часто экономят только дорогие кварталы. Внедрение «умных» технологий ведется постепенно — например, в Стамбуле пока ввели только «умное» управление трафиком. Доступ к некоторым элементам «умного» города в ряде городов пока ограничен пропиской и социальным статусом. Чтобы воспользоваться услугами платформы «Активный гражданин» в Москве, нужно указать номер СНИЛС, который есть не у всех приезжих. Отсутствие перевода информации в «умных» системах на другие языки также ограничивает количество жителей, которые могут воспользоваться услугами.

«Умные» города вызывают дискуссию об этических проблемах, в частности об использовании персональных данных жителей. Технологии помогают ускорить и облегчить ряд процессов, но параллельно собирают личную информацию граждан.

Люди фактически оказываются под круглосуточным наблюдением. Вопрос контроля и защиты полученной информации остается открытым. В попытке решить проблему Европейский союз предписывает компаниям и чиновникам охранять данные пользователей, в Сингапуре создают совет по этике при разработке технологий искусственного интеллекта.

Еще одна проблема — соревнование крупных городов, претендующих на право называться «умными». Они привлекают лучших специалистов и ведущие корпорации. Это может привести к тому, что наиболее талантливые сотрудники и крупные компании будут сконцентрированы в нескольких ведущих городах, оставив другие без человеческого капитала. С другой стороны, конкуренция между «умными» городами может позволить специалистам и бизнесу постоянно менять свою локацию. Из-за этого мегаполисы рискуют впасть в зависимость от своего же населения. Найти решение этих проблем — актуальная задача властей, бизнеса и разработчиков.