Как не стать жертвой мошенников: инструкция для клиентов банков

С развитием финансовых технологий появляются новые мошеннические схемы. Злоумышленники действуют не только через интернет, но и активно придумывают новые способы хищений. Например, крадут деньги через банкоматы без взломов или совершают звонки якобы с официальных номеров банков.

Читайте также: мошенники придумали новую схему краж в интернете

По данным ЦБ РФ, в прошлом году злоумышленники украли с банковских карт россиян 1,3 млрд рублей. При этом в 2017 году показатель был на 44% ниже - 961 млн рублей.

Мы собрали пять наиболее распространенных мошеннических схем, нацеленных на клиентов банков. И узнали, как защититься от преступников. 

Кража через банкоматы

Деньги из банкоматов крадут не только в результате взломов, но и с помощью социальной инженерии. В этом случае для доступа к счету или конфиденциальным данным используют особенности психологии человека.

социальная инженерияДанные: Сбербанк

Недавно клиенты Сбербанка начали жаловаться на новый вид хищений через платежные терминалы. Причем сами банковские карты у пользователей не крали, конфиденциальную информацию по ним они также не сообщали. 

Как действуют злоумышленники: подходят к терминалу как обычные клиенты банка и начинают проводить операцию. При этом карту в аппарат они не вставляют, а саму операцию не завершают и отходят от терминала.

Проблема в том, что если в течение следующих полутора минут к терминалу подходит другой человек, вставляет банковскую карту и вводит свой пин-код, деньги с его счета уходят на оплату операции мошенника.

Почему это возможно? Все дело в настройках терминала: пользователь первым делом может выбрать назначение платежа и сумму, а уже затем способ оплаты - картой или наличными. Таким образом, если злоумышленник выберет опцию «оплатить картой» и не завершит свою операцию, сумму спишут со счета следующего, ничего не подозревающего, клиента.

Что делать: в Сбербанке говорят, что клиентам нужно тщательно ознакомиться с информацией, которая высвечивается на экране банкомата. Необходимо быть бдительными и обращать внимание на то, есть ли поблизости подозрительные лица.

При малейших сомнениях нужно прекратить операцию и связаться с банком по официальному номеру 900.

Звонки от псевдосотрудников банка

Еще одна мошенническая схема, с которой все чаще сталкиваются пользователи, - телефонные звонки якобы от сотрудников банков. Во многих случаях неизвестные представлялись сотрудниками ВТБ и расспрашивали о последних действиях, которые были совершены по карте. Мошенники продолжали разговор даже в том случае, если пользователь говорил, что он не клиент банка.

https://www.facebook.com/katikondrateva/posts/2070228129689960

Также злоумышленники по телефону сообщают, что средства на банковской карте заморожены или же пользователь должен подключить автоплатеж. А сделать это нужно непременно по коду, который пришлет собеседник.

https://twitter.com/mergeht/status/1093502877732167680?ref_src=twsrc%5Etfw

Что делать: рассуждать логически. Сотрудники банков никогда не звонят, чтобы узнать информацию о последних операциях по карте. При возникновении любых сомнений необходимо сразу положить трубку и обратиться в банк.

Нельзя сообщать по телефону никакие данные о карте или счете.

«Ошибочный» перевод

Еще одна схема, о которой часто рассказывают в сети, - «ошибочный» перевод. На счет пользователя поступает некая сумма денег, через какое-то время ему звонят и слезно умоляют перевести деньги обратно, так как при переводе якобы была допущена ошибка - например, набрали не ту цифру в номере карты или телефона. 

Пользователю диктуют или присылают в сообщении номер счета. Сами мошенники в это время обращаются в банк с просьбой отозвать свой перевод.

Таким образом, банк возвращает злоумышленникам их деньги, а пользователь отправляет им свои.

Что делать: обращаться в банк с просьбой отменить полученный перевод. Если вы получили деньги от пользователя, которого не знаете, и он пока еще не связался с вами, лучше также отменить перевод. 

Мошенники звонят с номера банка

Злоумышленники звонят не только с "левых", но и с официальных, широко известных клиентам, номеров банков. Информацию о клиентах мошенники берут из баз данных, которые утекли в интернет. А для подмены входящего номера на номер банка используют IP-телефонию. В сети можно найти много предложений программ, которые позволяют подменить номер. В этом случае распознать мошенников гораздо сложнее.

Так, клиенты Сбербанка и «Альфа-банка» пожаловались на звонки, которые были совершены с официальных номеров финансовых организаций. Звонившие говорили, что они сотрудники банков, и заявляли о подозрительной активности на счете клиента. Затем мошенники предлагают заблокировать банковские карты и просят подтвердить личность, после чего снимают деньги.

https://www.facebook.com/komandnaya/posts/2335092243201914

Недавно Сбербанк заявил о том, что решил проблему мошенничества с использованием подменных номеров. Однако раскрыть детали представители банка отказались.

Что делать: оставаться внимательными и бдительными и помнить, что сотрудники кредитных организаций никогда не будут просить сообщить им номер банковской карты, CVV-код, пароль от личного кабинета пользователя, а также код из смс.

Мошенничество со сбором биометрических данных

В прошлом году банки начали собирать биометрические данные клиентов для упрощения обслуживания. Однако это открыло новые возможности для мошенников.

биометрия

Так, злоумышленники звонили клиентам, которых обслуживает СДМ-банк. Они представлялись сотрудниками службы безопасности банка и рассказывали о сборе голосовой биометрии. Причем мошенники придумали очень хитрый ход: делая акцент на сборе биометрических данных, они просили клиентов назвать CVV-код на обороте банковской карты - якобы для идентификации. 

Под предлогом сдачи голосовых данных клиентам нужно было назвать код из смс. Называть цифры нужно было четко и не торопясь.

У многих пользователей не возникло никаких вопросов к звонящим, хотя говорить CVV-код неизвестным, даже если они представляются сотрудниками службы безопасности банка, запрещено.

Что делать: быть предельно внимательными и собранными при звонках, касающихся сбора биометрии. Изучить подробно информацию о сборе биометрических данных, в случае возникновения каких-либо вопросов обратиться в банк. Никому не сообщать о цифрах на обороте карты и кодах из смс.

← Назад Поделиться: