Как оценить ICO-проекты?

В основе правильной инвестиционной стратегии лежит предварительная оценка проектов. Вкладываться в актив без анализа, просто на волне популярности, не стоит - даже если речь идет об Alphabet или Uber. Это правило становится особенно важным при работе на волатильном и нерегулируемом рынке - например, рынке криптовалют и ICO.

В классических портфельных инвестициях для оценки применяют десятки метрик. Это может быть показатель дохода на акцию (EPS), соотношение цена-доход (Р/Е), отношение цены акции к выручке компании (P/S) и т.д. Универсальными показателями считаются стоимость привлечения одного клиента, итоговый доход, прибыль до вычета налогов и чистая прибыль, количество клиентов и отказов. Для глубокой оценки молодой компании (1-2 года работы на рынке), которая часто склонна к собственной переоценке, используют более сложные модели - например, DCF (Discounted Cash Flow, метод дисконтированных денежных потоков). 

Если речь заходит о стартапах на стадии посева или этапе раннего роста, большинство стандартных метрик не подходят для оценки. у таких компаний просто нет показателей, которые можно анализировать и сравнивать.

Это справедливо и для выходящих на ICO проектов, которые трудно оценить с точки зрения инвестиционной привлекательности. Попытаться проанализировать проект можно с помощью показателя TAM (Total addressable market). Это оценка общего объёма целевого рынка - аудитории, которой может быть необходим предлагаемый продукт или услуга. В этом случае показатель соответствует общему объему выпускаемых токенов.

В инвестиционном сообществе также часто упоминают закон Меткалфа об экономике сетевых эффектов. Суть в том, что ценность сети пропорциональна квадрату числа пользователей: чем больше пользователей, тем дороже сеть. То есть чем больше людей используют цифровую валюту, тем выше ее стоимость и наоборот.

Bitcoin как бенчмарк

По мнению Виталия Белика, CEO компании Soft-Meta, для корректной работы той или иной метрики необходимо исключить возможность простого угадывания. А это невозможно сделать до тех пор, пока не накопятся статистические знания о заслуживающих доверия методах и не сформируется актуальная судебная практика.

Сейчас среди инвесторов отсутствует понимание реальных рисков, распределения ответственности, категорий рынка, но преобладает плюрализм предпочтений при выборе инструментов оценки.

Из-за этого возникают проблемы при использовании простой модели сравнительного анализа. К примеру, сервис Cryptocurrency Bubble-O-Meter предлагает оценивать вероятность появления «мыльного пузыря» в отдельных криптовалютах с помощью сравнения с бенчмарком – bitcoin. В качестве инструментария используется два коэффициента. Первый – Supply-adjusted price (SAP) – какой была бы цена криптовалюты Х, если бы у нее был такой же объем монет в обращении, как у bitcoin. Второй – Volume-adjusted price (VAP) – это предполагаемая цена монеты, если бы ее объём торгов совпадал с bitcoin. Результирующий коэффициент – соотношение SAP и VAP. Чем выше этот параметр, тем больше монета переоценена относительно bitcoin и наоборот.

Подход не лишен логики. Когда на рынке нет таких ориентиров, как текущий денежный поток, приходится опираться на некий эталон и вычислять цену исходя из аналогичных активов. Bitcoin в этом смысле является релевантным аналогом, так как занимает 40-50% рыночной капитализации.

Однако с фундаментальной точки зрения справедливость текущей стоимости самого bitcoin тоже вызывает вопросы. Рынок пока не понимает, каким образом ее можно оценить или проверить в условиях отсутствия явного бенефициара, что естественно для воплощения идеи распределенного реестра, отмечает Виталий Белик.

Анализ ICO: выбор критериев

Ресурс coinmarketcap.com содержит таблицу с 1,5 тыс. различных криптовалют и несколькими метриками для работы с ними. В частности, список можно ранжировать по так называемой капитализации - речь идет о сумме всех монет, умноженной на их текущую цену. Это позволяет понять масштаб популярности той или иной криптовалюты, что косвенно указывает на степень ее распространения. Теоретически это говорит о надежности валюты, но только в том случае, если она равномерно распределена между множеством участников. Это не позволит обвалить котировки слишком быстро в случае негатива.

Другая важная характеристика – оборот торгов. Это суммарное количество монет, поменявших своего владельца (в данном случае за 24 часа). Показатель свидетельствует об интересе участников к той или иной монете. Во время сильных движений рынка оборот может резко увеличиваться, на боковом рынке оборот будет низким - участникам неинтересно совершать операции.

Есть и множество других показателей, по которым предлагается оценить надежность криптовалюты - например, срок существования монеты. Криптовалюты, которые давно присутствуют на рынке, выглядят надежнее, знакомы пользователям, имеют проторгованный график и определенную репутацию. "Свежие" криптовалюты обладают как большим потенциалом роста, так и гораздо большей вероятностью убытков - как и в классическом инвестировании.

Как выбрать ICO

Перед вложениями в новый проект необходимо узнать все о его команде. Кто они, в каких проектах задействованы, насколько подтвержден их опыт и не слишком ли высокое вознаграждение они себе определили.

Другой важный момент - технологии, стоящие за проектом. Неподготовленный специалист может не понять все тонкости процессов и не определить достоверность предоставленной информации. Зато можно проследить, насколько четко коллектив выполняет «дорожную карту» и соблюдает обязательства.

Особенно важно выполнение планов по монетизации проекта. Если команде удалось пройти все намеченные этапы на пути к получению прибыли – это хороший проект и хорошая криптовалюта. Обычно в рамках проекта публикуются white paper, содержащие в том числе информацию о структуре капитала. Таким образом, можно увидеть, кому сколько монет принадлежит, какова концентрация капитала в руках менеджмента и насколько большой будет доля монет в свободном обращении.

← Назад Поделиться: