+1 к экосистеме: как «ВКонтакте» подключает ИП и юрлиц к своей платежной платформе

Социальная сеть «ВКонтакте» начала тестирование платежной платформы VK Pay для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. После полноценного запуска системы они смогут принимать оплату за товары и услуги прямо в своих группах во «Вконтакте». Предприниматели смогут получать деньги непосредственно на расчетные счета и выписывать покупателям фискальные чеки.

Как работает VK Pay

Участниками тестирования платформы могут стать индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в России. Сам процесс подключения к системе, по словам представителей VK Pay, займет не более трех дней. Состоит он из четырех этапов:

  • предприниматель заполняет специальную форму в приложении «Магазин» на странице своего сообщества;
  • получает на электронную почту анкету и заявление на присоединение к оферте, подписывает их и отправляет обратно отсканированные копии;
  • получает приватный ключ продавца и Merchant ID — идентификатор для подключения платежей, после чего указывает их в настройках своего магазина «ВКонтакте»;
  • настраивает онлайн-кассу.

Согласно российскому законодательству, юридические лица обязаны предоставлять своим покупателям чеки, подтверждающие покупку. В VK Pay можно настроить автоматическую отправку чеков и онлайн-подтверждений покупателям.

Желающие подключить онлайн-кассу — а с 1 июля 2019 года ее наличие станет обязательным требованием для всех предпринимателей — могут за несколько тысяч рублей в месяц воспользоваться услугами облачного сервиса «АТОЛ Онлайн». Другие онлайн-кассы тоже можно подключить, но в этом случае придется настраивать отправку чеков самостоятельно.

VK Pay

Создатели VK Pay обещают, что подключение к сервису будет бесплатным, и с его клиентов не будет взиматься абонентская плата. Зарабатывать платежная платформа собирается привычным для таких сервисов способом — за счет комиссий. Их размер будет зависеть от вида деятельности предпринимателя: к примеру, комиссия за продажу товара составит 2,5%, а за сделку с цифровым контентом — 5%.

Ранее в VK Pay сообщали, что для физических лиц размер платежей будет ограничен 60 тыс. рублями, а месячный лимит на вывод средств составит 200 тыс. рублей. О том, сохранятся ли эти ограничения для юридических лиц, пока ничего не известно.

Рынок на сто миллиардов

Соцсеть «ВКонтакте» запустила сервис VK Pay летом прошлого года в партнерстве с Газпромбанком. На первом этапе работы платформы подключиться к ней могло любое сообщество «ВКонтакте», однако их администраторы могли принимать платежи только на свой счет в VK Pay. Получать деньги на банковские расчетные счета было невозможно.

Кроме оплаты товаров и услуг в сообществах, пользователям также была предоставлена возможность совершать покупки у партнеров проекта. В частности, в их число вошли OneTwoTrip, «Литрес», Delivery Club, Kassir.ru, ShowGoGo и Grow Food. Работа с крупными игроками должна была стать одним из способов монетизации VK Pay — предполагалось, что для них будут созданы особые условия работы с платежной платформой. По этой причине на первых порах обычные участники системы — как продавцы, так и покупатели — были освобождены от выплаты комиссий. Расходы по уплате комиссий взял на себя Газпромбанк.

Одним из важных моментов в истории VK Pay стало соглашение о создании в России крупного маркетплейса на базе AliExpress. Одним из участников проекта стала компания Mail.Ru Group, которой принадлежит “ВКонтакте”. В рамках интеграции площадок в феврале этого года появилась возможность совершать покупки на AliExpress через приложения «ВКонтакте» и оплачивать их с помощью VK Pay.

В Mail.Ru Group в целом позитивно оценивают перспективы платежной платформы «ВКонтакте». По словам директора по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александра Горного, у VK Pay есть потенциал стать одним из крупнейших игроков электронной коммерции в России.

«Принимая во внимание аудиторию «ВКонтакте» и ее готовность к покупкам, можно говорить об объеме рынка в пределах 100 миллиардов рублей в перспективе нескольких лет», — отметил Александр Горный. 

Сейчас кошельки в VK Pay зарегистрировали уже более 8 млн пользователей, а оплату через этот сервис принимают свыше 150 тыс. сообществ «ВКонтакте». Всего, согласно исследованию «Яндекс.Кассы» и Data Insight, за 2018 год более 21 млн пользователей совершили покупки в соцсетях, из которых 5 млн провели сделки в мессенджерах. Всего онлайн покупки совершили около 55% пользователей интернета.

покупки в соцсетях
Источник: исследование «Яндекс.Кассы» и Data Insight

В погоне за WeChat

VK Pay появилась на фоне растущей популярности систем бесконтактных платежей — прежде всего Apple Pay и Samsung Pay.

Запуск собственной платежной платформы может говорить о возможном желании «ВКонтакте» превратиться в российский аналог китайского сервиса WeChat, в который интегрирован практически весь возможный функционал смартфонов — от общения в мессенджерах и бесконтактных платежей до вызова такси и службы знакомств.

платежи
Использование разных видов платежей в России. Источник: Mediascope

Запуском собственных платежных сервисов занимаются и другие социальные сети. В марте 2019 года совершать покупки, не покидая приложение, своим пользователям разрешил Instagram. Воспользоваться этой опцией можно только в США, и только на официальных страницах 23 компаний-партнеров, в число которых входят Adidas, H&M, Nike, Prada, Uniqlo, Zara, Burberry.

Появление подобного сервиса выгодно для обеих сторон. Бренды смогут сократить количество отказов от покупок среди клиентов, которых не устраивает необходимость переходить из приложения на сайт компании для завершения оплаты. Социальная сеть, по данным The Verge, будет зарабатывать на комиссиях. Функция пока тестируется, но в Facebook, которому принадлежит Instagram, уже дали понять, что это направление будет развиваться, потому что именно коммерция будет представлять будущее компании.