Дивный новый «Мир»

Легко ли запустить в России платежную систему и сколько это стоит?

0
254

21 марта 2014 года, всего через пять дней после референдума о статусе Крыма, две крупнейшие мировые платежные системы — Visa и MasterCard — заблокировали все операции по картам банка «Россия» и СМП Банка. Причиной стали санкции американских властей против владельцев и крупнейших акционеров этих банков — Юрия Ковальчука, а также Бориса и Аркадия Ротенбергов.

Через шесть дней после этого президент России Владимир Путин заявил, что в России должна появиться национальная платежная система. «В таких странах, как Япония и Китай, такие системы работают, и очень успешно <…> Почему нам этого [же] не делать? Обязательно надо делать, и мы будем это делать», — заявил президент.

Дело пошло быстро: 5 мая 2014 года Путин подписал закон о создании в России альтернативной платежной системы. Она получила название “Мир” и мощную государственную поддержку: все бюджетники страны в обязательном порядке получают зарплату на карты именно этой платежной системы. К 2020 году планируется перевести на них и выплаты пенсионерам. Оператором “Мира” стала «Национальная система платежных карт» (НСПК).

Созданный с нуля, «Мир» взлетел всего за четыре года и изменил расстановку сил на рынке карточных платежных систем в России.

До его появления лидерство в стране делили между собой две глобальные платежные системы — Visa и MasterCard. Однако к концу 2018 года их совокупная доля на национальном рынке снизилась с 87% до 77,5%, важную роль в этом сыграл “Мир”.

Доли платежных систем на российском рынке
Доли платежных систем на российском рынке

Этот кейс показателен для российского рынка платежных систем. Практически любая российская или зарубежная компания может стать участником этого рынка: в теории процедура лицензирования достаточно проста. На практике в России работают три десятка таких компаний, а серьезного результата в национальном масштабе добивается только крупный государственный проект. Так произошло и с «Миром»: его появление было напрямую связано с политической конъюнктурой, государственной волей и серьезным административным ресурсом.

«Национальные» и «социальные»

С июня 2011 года деятельность платежных систем в России регулирует федеральный закон «О национальной платежной системе». Этот документ устанавливает правила работы для всех платежных систем в России — как отечественных, так и иностранных.

Если платежная система соответствует требованиям законодательства, она попадает в реестр Центробанка — с 2013 года этот список содержит информацию обо всех платежных системах, которые имеют право работать в России. По состоянию на 13 марта 2019 года реестр Центробанка включал 34 платежные системы. Некоторые из них наделены статусами «национально» и «социально» значимых.

Реестр платежных систем Центробанка
Реестр платежных систем Центробанка

Требования к первым связаны в основном с тем, кто их контролирует и занимается разработкой их инфраструктуры, ко вторым — с объемом денежных переводов. Поэтому, например, платежные системы ВТБ, Сбербанка и Газпромбанка отнесены к национально значимым, а Visa и MasterCard — к социально значимым. «Мир» в реестр вообще не входит — его статус регулируется отдельно, на уровне федерального закона.

Большинство входящих в реестр систем занимаются обслуживанием внутри- и межбанковских платежей, предлагают клиринговые услуги, выполняют специальные функции (например, переводы средств между страховыми компаниями). Конечный потребитель непосредственно имеет дело лишь с некоторыми из них. Как правило, это карточные системы с  наибольшим охватом по количеству банков-партнеров и по числу клиентов, напрямую пользующихся их услугами. К таким системам как раз относятся Visa, MasterCard и «Мир».

Иностранцы на российском рынке

На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении поправки к закону «О национальной платежной системе». Их авторы предлагают усилить контроль за деятельностью иностранных платежных систем на российском рынке. Однако изменения вряд ли станут серьезной угрозой для иностранных игроков: они касаются систем, не имеющих в России зарегистрированного оператора.

В случае изменения закона такие системы будут обязаны открыть национальное представительство и согласовывать правила своей работы с Центробанком. Немногие зарубежные системы, которые уже работают в России, и так удовлетворяют этим требованиям: помимо Visa и MasterCard, это American Express, японская JCB и китайская China UnionPay.

Иностранные компании, «технически и юридически локализованные» на территории России, могут работать практически без ограничений, считает председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов.

«Если иностранная компания, которая собирается запустить в России свою платежную систему, зарегистрирует здесь свою дочернюю компанию, а также будет осуществлять обработку персональных данных и замыкать внутрироссийские платежи на территории России, то никаких проблем у нее быть не должно», — отметил эксперт.

Дивный новый "Мир"
Зарубежные карточные платежные системы, работающие в России

Сдерживающим фактором для иностранных компаний, которые потенциально могли бы появиться в России, остаются санкционные риски.

«Все боятся, что они кого-нибудь не того подключат [к своей платежной системе] — какой-нибудь санкционный банк или банк, который потом попадет под санкции. Это проблема, поэтому все иностранцы так осторожны», — заключает Достов.

Платежная система в России: как запустить?

По словам Виктора Достова, процесс запуска платежной системы в России начинается с решения технических вопросов, связанных с обеспечением работоспособности будущей системы,

«На первом этапе нужно создать пользовательский интерфейс, договориться с банками, в которых будут храниться деньги, а также с торговыми точками, которые эти деньги будут принимать. Нужно обеспечить системе функции ввода и вывода средств, «обвесить» все это соответствующей службой поддержки, бухгалтерией, IT-командой. Нужно создать программный продукт, обеспечив его договорами со всеми будущими участниками», — говорит эксперт.

Платежная система — это конструкция, которая объединяет сразу несколько кредитных организаций и их клиентов. Банки тоже подключаются к нескольким платежным системам — в основном российские игроки работают с теми же Visa, MasterCard и «Миром». Однако есть и те, кто выпускает карты менее популярных в России платежных систем: например, Union Pay или American Express.

Чем больше банков захочет подключиться к новой платежной системе, тем шире будет ее охват. Поэтому важно уже на этапе запуска договориться о сотрудничестве с как можно большим количеством банков. Эксперты называют преимуществом при переговорах наличие понятной бизнес-модели и четкого плана ее реализации. «Если вы их убедите, они будут с вами работать», — отмечает Виктор Достов.

Еще один важный шаг — регистрация платежной системы в Центробанке. Для этого необходимо предоставить регуляторы ряд документов:

  • информацию об организаторе платежной системы — им может быть как банк, так и некредитная организация;
  • бухгалтерскую отчетность компании-учредителя;
  • информацию о руководителях;
  • бизнес-план;
  • правила работы системы;
  • перечень операторов услуг платежной инфраструктуры.
Принцип работы карточной платежной системы
Принцип работы карточной платежной системы /// odnako.org

«Регистрация платежной системы в Центробанке — не самый тяжелый вопрос. Это нельзя сравнить с теми сложностями, которые возникают, например, при получении банковской лицензии», — считает Достов. Вопрос о банковской лицензии может возникнуть, если платежная система решит хранить средства клиентов внутри своей системы. Но этот путь выбирают немногие игроки: большинство, в том числе Visa и MasterCard, работает с уже присутствующими на рынке банками.

Цена вопроса

Расходы на запуск новой платежной системы на российском рынке могут составить около $1 млн, говорит Виктор Достов. Сумма может быть и больше — все зависит от того, какие задачи ставит перед собой инвестор.

Расходы на создание НСПК, запустившей «Мир» и обрабатывающей все внутрироссийские транзакции платежных систем, оценивались в 4,2 млрд рублей.

Карты мир
Платежная система «Мир»

Затраты можно разделить на две части. Первая — это «разовые» расходы, связанные прежде всего с разработкой программного обеспечения. Вторая — все текущие затраты на содержание компании. «Разработчики, служба поддержки, менеджеры, маркетологи, юристы — это довольно большая конструкция. Основные расходы — это как раз фонд оплаты труда», — обращает внимание Виктор Достов.

Количество людей в компании также зависит от амбиций инвесторов. Решать небольшие задачи и запускать маленькие платежные системы можно со штатом из нескольких десятков человек. Однако чем более серьезные цели ставит перед собой компания, тем больше у нее будет сотрудников.

Не заработать

Ситуация на российском рынке карточных платежных систем все больше напоминает банковский сектор, который движется к монополизации. Большие компании, давно работающие на рынке, могут вкладывать значительные средства в развитие и укреплять свои позиции.

Малым и средним компаниям сложнее работать в сегмента платежных систем из-за низкой маржинальности бизнеса.

По словам Виктора Достова, размер комиссий за проведенные транзакции сейчас в среднем составляет 0,1-0,2%, при этом они постепенно снижаются. Для получения прибыли компаниям необходимы значительные обороты. Кроме того, для запуска собственной платежной системы и ее поддержки нужны серьезные инвестиции. Эти факторы объясняют невысокий интерес новых игроков к рынку платежных систем. 

За последние два года в России была только одна попытка организовать подобный проект — летом 2017 года о намерении запустить собственную платежную систему объявила «Почта России». Однако всего через три недели одна из крупнейших национальных компаний, имеющая огромную региональную сеть, отказалась от этой идеи без объяснения причин. Пример «Почты России» показывает, что сейчас реальные шансы вмешаться в борьбу на рынке платежных систем в России имеет только государство. Для серьезной игры нужны соответствующие ресурсы — как финансовые, так и административные.