Минфин США попросил регуляторов проявить лояльность к финтеху и инновациям

Министерство финансов США опубликовало отчет, призывающий государственные и федеральные регулирующие органы обновить устаревшие политики и поддержать такие технологические инновации как искусственный интеллект, компьютерное обучение и блокчейн. Такие инновации смогут ускорить работу и улучшить конкурентоспособность финансовой системы США.

Тенденции развития финансового рынка

Главной темой отчета из 222 страниц, подготовленного 18 месяцев назад для администрации Трампа, являются компании, оказывающие небанковские финансовые услуги. Такими услугами могут быть кредитование и обслуживание организаций, платежных сетей, а также финтех-компаний — провайдеров технологических услуг, сосредоточенных на инновациях.

Согласно отчету, рынок финансовых услуг сильно изменился. За период с 2010 года и по третий квартал 2017 года было создано более 3,33 тыс. новых технологических фирм для оказания услуг на финансовом рынке. 40% таких компаний обслуживают банковский сектор и фондовые рынки.

Согласно отчету, современные тенденции существенно повлияли на рынок финансовых услуг. Среди таких тенденций можно отметить следующие:

  • быстрый прогресс в области технологий;
  • усовершенствованные возможности оцифровки экономики;
  • доступность средств, направленных на развитие инновационных технологий.

Сильно возросло финансирование компаний, оказывающих цифровые финансовые услуги. В глобальных масштабах этот показатель достиг отметки $22 млрд в 2017 году, что в 13 раз больше, чем в 2010 году. На настоящий момент процент потребительских кредитов, предоставленных высокотехнологичными небанковскими организациями, составляет 36% от общего количества потребительских кредитов в США. А в 2010 году такой показатель составлял лишь 1%.

Проблема актуализации законов

«Многие правила и политики финансового сектора устарели. И теперь получается так, что существующие регулятивные требования в отношении финансового регулирования уже не подходят для современных бизнес моделей и финансовых продуктов», — говорится в отчете.

С этим мнением, например,не согласен Стивен Д’Альфонсо (Steven D’Alfonso), директор по исследованиям IDC Financial Insights«Банки очень любят экспериментировать и внедрять новые продукты и услуги. Камнем преткновения может стать сложность соблюдения требований по защите персональных данных при внедрении таких продуктов и услуг. На утверждение процедур защиты информации и обеспечения безопасности могут уйти месяцы», — считает он.

Федеральное агентство, однако, приняло решение по устранению неточностей в законодательстве, препятствующих заключению соглашений об обмене данными для компаний финансового сектора и агрегаторов данных. Наличие таких соглашений позволит более безопасно и эффективно обрабатывать информацию.

На сегодняшний день многие сторонние агрегаторы данных не могут получить доступ к клиентским данным через API-интерфейсы. Работа с финтех приложениями по-прежнему строится на принципе ввода логина и пароля.

Гармонизация процессов

В отчете говорится, что потребители не всегда осознают, что они предоставляют свои данные третьей стороне, полагая, что они просто напрямую логинятся в системе компании, оказывающей им финансовые услуги.

Казначейство также призвало федеральные и государственные регулирующие органы разработать современную систему регулирования и применимые законы, которые бы простимулировали полноценное развитие инновационных продуктов, услуг и процессов.

«Важно, чтобы регулирующие органы были заинтересованы в «гармонизации» различных процессов. Важно разработать новые законы, которые бы соответствовали современным нуждам рынка финансовых услуг по каждому штату. На сегодняшний день компаниям очень сложно соблюдать требования по лицензированию, которые для каждого штата разные», — говорится в отчете.

Эшли Хатто-Шульц (Ashley Hutto-Schultz), консультант по финансовым вопросам юридической фирмы в Вашингтоне Washington law firm of Hogan Lovells, согласна, что существующая позиция регулирующих органов США затрудняет развитие инновационных продуктов. По ее словам, бывают ситуации, когда компании хотят внедрить новые технологии и продукты и распространить их применение по всей стране, но, прежде чем это сделать, они вынуждены оценить риски и изучить законодательство каждого штата.

«Если, например, такие инновации или продукты подчиняются общим государственным законам, то нужно разработать общую систему контроля соблюдения законодательных и регулятивных норм. Казначейство поддерживает идею создания упорядоченного подхода по нескольким отраслям права», — считает она.

Проблемы регуляторов

Причина неоднозначности регулятивных требований кроется в появлении инновационных технологий, например, блокчейна. Адаптация таких требований под современные технологии идет очень медленно.

«Самой главной проблемой для регуляторов являются доступные публичные блокчейны, к которым может присоединиться любой желающий”, — сказал на ежегодном глобальном саммите по вопросам блокчейна в Нью-Йорке Пол Броди (Paul Brody), глобальный лидер по инновациям в области блокчейна компании Ernst & Young (EY).

Регулирующие органы во всем мире стараются найти наилучший подход для работы с блокчейном и криптовалютами. Например, криптовалюта Ethereum сейчас находится под пристальным вниманием Комиссии по ценным бумагам и фондовым рынкам (SEC), которая пытается выяснить применимый статус такой криптовалюты: это ценная бумага или товар? Лишь недавно официальный представитель SEC разъяснил позицию комиссии по одной из криптовалют.

Отчет казначейства ограничился оценкой блокчейна и цифровых токенов, приведенной со ссылкой на информацию от рабочей группы финансового совета Financial Stability Oversight Council. Рабочая группа должна была помогать взаимодействию между регулирующими органами в вопросах, касающихся развитию инновационных технологий.

Рекомендация казначейства также состояла в том, чтобы регулирующие органы, координирующие банковский сектор, разъяснили способ взаимодействия между банками и небанковскими финансовыми учреждениями. Особенно оно призывало обратить внимание на небольшие недавно созданные компании, использующие перспективные технологии, которые могли бы помочь развитию инновационной отрасли.  

Игра по правилам

В отчете казначейства также была освещена тема о внедрении «регуляторной песочницы»  – механизма, помогающего разработать такие законы, которые были бы применимы в сфере инновационных технологий.

В 2015 году одной из первых стран, разработавших такую «регуляторную песочницу», стала Великобритания. Правила, прописанные в ней, касались финтеха. И теперь в рамках таких разработанных правил у компаний в Великобритании есть возможность обратиться в Управление финансового надзора Великобритании (FCA) с запросом о проведении испытаний новых технологий, например, блокчейна.

В прошлом году генпрокурор штата Аризона предложил законопроект о внедрении “регуляторной песочницы” для финтех-корпораций, целью которого было развитие инновационных технологий. Этот законопроект уже передан на рассмотрение в сенат.

По словам Д’Альфонсо, многие банки создали инновационные лаборатории, на базе которых финтех-компании могут разрабатывать новые продукты и услуги.

«Я считаю, что вендоры и финансовые учреждения должны более тесно взаимодействовать с регулирующими органами, чтобы последние могли четко понимать, какие новые технологии требуются сейчас на рынке, чтобы усовершенствовать существующие процессы и сократить риски», — сказал Д’Альфонсо. 

В то же самое время, по его словам, регулирующим органам следует быть более открытыми к сотрудничеству с высокотехнологичными компаниями и финансовыми учреждениями, чтобы те не боялись раскрыть им информацию о возможных рисках, связанных с новыми технологиями.

Рекомендации казначейства

Рекомендации казначейства в адрес регулирующих органов можно разделить на четыре категории:

  • адаптация регулирующих мер к изменениям в агрегации ,обмене и использовании финансовых данных потребителей, а также оказание поддержки при развитии ключевых конкурентоспособных технологий;
  • исключение ненужных законодательных пережитков и разработка новых правил, применимых для современных бизнес-моделей, основанных на финансовых технологиях;
  • обновление устаревших отраслевых законодательных требований в отношении продуктов и услуг, предлагаемых небанковскими финансовыми учреждениями;
  • поддержка экспериментального подхода к технологиям финансового сектора, улучшение законодательных инициатив, стимулирование распространения инновационных американских проектов на глобальном уровне.

После финансового кризиса 2007 -2008 годов новые финансовые технологии предоставили возможность компаниям, оказывающим  финансовые услуги, стать более эффективными и сократить затраты.

В настоящее время стартапы и другие технологичные компании практически в каждом финансовом аспекте либо конкурируют, либо сотрудничают с провайдерами традиционного программного обеспечения и услуг. С распространением мобильных устройств, приложений и возможностей информационного потока границы контроля постепенно стираются.

«Технологии стремительно развиваются, конкуренция возрастает, компании пытаются все быстрее и быстрее внедрять новые технологии и адаптировать под них свой бизнес”, — говорится в отчете.