Мосбиржа и депозитарий готовят инфраструктуру для ICO

    0
    118

    Регулятор видит в ICO возможности для дальнейшего развития рынка капитала. По словам участников биржевой инфраструктуры, эмитенты, инвесторы и депозитарий уже готовы запустить процесс альтернативного размещения компаний на российском фондовом рынке сразу после принятия соответствующих законов.

    Криптовалюты и ICO в России находятся вне правового поля, но к 1 июля текущего года, согласно поручению президента РФ, должны появиться соответствующие поправки к законодательству. Почти одновременно законопроекты о криптовалютах подготовили Минфин и Минкомсвязи. Документ финансового ведомства получил поддержку правительства, а Минкомсвязи направило свой законопроект на повторное рассмотрение, отказавшись от большинства правок экспертного сообщества.

    К обоим документам есть ряд вопросов, один из главных — где будут проходить размещения в случае легализации ICO. Тем временем биржи и брокеры уже пытаются создать инфраструктуру для эмиссии токенов.  

    ICO по модели IPO

    Распространенный способ привлечения инвестиций для крупного бизнеса — выход на IPO, то есть публичная продажа акций. Процесс жестко регламентирован и находится в поле зрения финансовых регуляторов. Подготовка к IPO в среднем занимает около года. За это время компания проводит аудит, исправляет недочеты, выбирает биржу для размещения акций, договаривается с банком-андеррайтером для помощи в организации процесса, пишет документы для инвесторов, проводит роад-шоу и собирает заявки от потенциальных инвесторов.

    Для выхода на биржу компания должна предоставить публичный доступ к информации о себе (в том числе финансовой и юридической), а также соответствовать требованиям площадки: отчитаться о прибыли и стоимости активов, договориться о размере выпуска акций, рассчитать затраты. Но главное — эмитент берет на себя обязательства перед будущими акционерами. Законопроекты Минфина и Минкомсвязи предлагают определить ответственность организаторов ICO и отчасти приближают первичное размещение монет к IPO.

    Законопроект Минкомсвязи

    Законопроект Минкомсвязи «Об аккредитации организаций, предоставляющих возможность выпуска цифровых токенов» предполагает, что выдачей лицензий организаторам ICO будет заниматься само ведомство.

    Документ определяет токен как криптографическую запись в распределенном реестре, «которая удостоверяет наличие у владельца цифрового токена прав на получение от лица, осуществившего размещение … цифрового токена начальной (номинальной) стоимости токена…».

    Требования к компаниям, выходящим на ICO:

    — регистрация на территории РФ;

    — уставный капитал в размере ₽100 млн;

    — лицензия на разработку, производство и распространение криптографических средств;

    — специальный счет для средств от проданных токенов.

    По мнению аналитика компании «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, требование получить лицензию на разработку и выпуск криптографических средств “нереализуемо из-за особенностей функционирования рынка криптовалют”. Эксперт считает, что возможна доработка документа.  

    Эмитент ICO обязан:    

    — выкупать токены по номинальной цене у любого предъявителя;

    — перечислять токены за рубли через безналичный расчет;

    — использовать полученные от инвесторов деньги только для выполнения обязательств по — выкупу токенов по номинальной цене;

    — контролировать соблюдение правил.

    Компании проходят аккредитацию добровольно. Лицензия выдается на 5 лет, для ее получения необходимо документально подтвердить соответствие компании заявленным требованиям. Минкомсвязи планирует принимать решение о выдаче аккредитации в течение 30 дней после получения заявки, а каждые 3 года проверять все компании, получившие разрешение.

    Законопроект Минфина

    Минфин в своем законопроекте «О цифровых финансовых активах» иначе определяет статус токенов. В понимании ведомства это «имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств», которое выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для привлечения финансирования и “учитывается в реестре цифровых записей”. Права собственности “удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций”.

    Минфин считает, что криптовалюты и токены не могут быть законным средством платежа на территории России. Их можно обменивать на другие монеты, токены, рубли или валюту только через «оператора обмена цифровых финансовых активов» — брокеров, дилеров, зарегистрированных бирж. Неквалифицированные инвесторы могут купить токены на сумму не более ₽50 000.

    Требования к проведению ICO:

    • компания должна опубликовать публичную оферту и инвестиционный меморандум с информацией об ICO: организаторах, бенефициарах, структуре управления, депозитарии;
    • должны быть прописаны цели эмиссии токенов, права инвесторов, правила проведения торгов;
    • до публикации оферты нельзя рекламировать ICO.

    Минфин против бегства инвесторов

    Законопроект Минфина, подготовленный вместе с ЦБ РФ, неожиданно оказался заметно мягче проекта Минкомсвязи, отмечает Тимур Нигматуллин. «Минфин и ЦБ теоретически должны быть максимально заинтересованы в ужесточении регулирования криптовалют даже в ущерб развитию цифровой экономики. Криптовалюты позволяют эффективно уходить от налогообложения, при росте популярности способны исказить монетарное регулирование и привлекательны для использования в теневом секторе экономики. Однако регуляторы понимают, что рынок ICO невозможно слишком жестко зарегулировать, не спровоцировав при этом бегство инвесторов в другие юрисдикции, в том числе в Белоруссию. В этом случае страна лишится важного источника притока капитала, что особенно актуально в условиях санкций», рассуждает эксперт.

    Нигматуллин подчеркивает, что оба законопроекта накладывают на эмитентов ICO ответственность перед регуляторами и инвесторами. Но выйти на ICO гораздо легче, чем на рынок акций: не надо доказывать финансовую состоятельность, меньше отчетности и требований

    Биржи на старте

    Отдельный вопрос, на который законопроекты не дают четкого ответа, — на каких площадках будут проходить ICO.

    «В ЗАКОНОПРОЕКТЕ МИНФИНА ПОКА НЕТ ПОЛОЖЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ ОБОРОТА КРИПТОВАЛЮТ. ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ, ЭТО БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНО ЧЕРЕЗ БИРЖИ», ПРЕДПОЛАГАЕТ ТИМУР НИГМАТУЛЛИН

    Сами биржи положительно оценивают возможность организации торгов токенами. Директор по информационным технологиям Национального расчетного депозитария (НРД) Сергей Путятинский подтвердил, что НРД и Московская биржа готовятся к запуску инфраструктуры для ICO:

    «РЕГУЛЯТОР СЕРЬЕЗНО НАСТРОЕН НА ТО, ЧТОБЫ ВЫПОЛНИТЬ ПРОШЛОГОДНИЕ ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА. ОН ВИДИТ В ЭТОМ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА КАПИТАЛА. ЕСЛИ ЛЕТОМ ПРИМУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ВСЯ ИНФРАСТРУКТУРА БУДЕТ ГОТОВА: ЭМИТЕНТЫ, ИНВЕСТОРЫ, ДЕПОЗИТАРИИ».

    Потенциальные задачи НРД и Московской биржи:

    • создание надежных сервисов, обеспечивающих приемлемый уровень риска при операцииях с цифровыми активами;
    • профессиональная защита цифровых активов;
    • материальная ответственность;
    • идентификация клиентов (KYC);
    • подтверждение прав на цифровые активы;
    • гарантия проведения расчётов (DVP, Контроль ПОД/ФТ).   

    Что получат инвесторы от легализации ICO

    С точки зрения безопасности легализация ICO может быть выгодной и частным, и квалифицированным инвесторам. Они получат механизмы проверки эмитентов и определенную защиту инвестиций. Многое будет зависеть от финальной редакции законопроекта: в частности, какой статус получит токен (инвестиционный инструмент, имущество, аналог займа) и какие требования предъявят к эмитентам.

    «Легализация рынка означает, что государство берёт на себя часть ответственности: например, суды смогут разрешать тяжбы участников хозяйственных споров, принимать иски недовольных участников ICO, Минфин и ЦБ смогут запрашивать документы у криптобирж — подобно тому, как это делает Комиссия по ценным бумагам и биржам в США», — говорит Леонид Делицын, аналитик ГК ФИНАМ.

    По мнению эксперта, больше всего от легализации выиграют биржи, банки, квалифицированные инвесторы. “Они начнут не только зарабатывать на новом рынке, но и разрабатывать новые проекты и инструменты: телемедицину, привлечение инвестиций в дотационные регионы, любые долгосрочные хай-тек проекты, которые характеризуются высокими рисками и вряд ли окупятся в ближайшие годы», — считает Делицын.

    Госрегулирование может привлечь профессиональных инвесторов, но рискует отпугнуть мелких игроков, которые просто хотят заработать на ажиотаже вокруг модной темы. Им же регулирование добавит бумажной волокиты — за безопасность придется платить отчетностью. Призванное защитить неопытных инвесторов ограничение инвестиций в размере  ₽50 000 может снизить общее количество инвестиций.

    Выйти из тени

    Регулирование обещает перспективным командам легальный механизм привлечения инвестиций, более простой и быстрый, чем IPO. Требования к эмитентам должны оставить на рынке нацеленные на рост проекты с рабочим продуктом, внятной концепцией и хорошей репутацией.

    Но, как и в случае с инвесторами, многое будет зависеть от итоговой версии законопроекта. Сегодня большинство ICO проводятся в нескольких юрисдикциях — например, Швейцарии или Люксембурге. Привлечет ли регулирование организаторов размещений на российский рынок — большой вопрос.

    “Суть в том, когда появятся эмитенты и насколько финальное регулирование будет для них привлекательно. Чтобы эмитент предпочел ICO другим способам привлечения средств на развитие бизнеса (банковским кредитам, облигациям, IPO), оно должно быть ему интересно и выгодно”, — рассуждает Сергей Путятинский.

    «Пока что озвученные ограничения создают образ рынка, который будет относительно безобиден с точки зрения разорения охваченных жаждой наживы пенсионеров, но малоинтересен предпринимателям», — заключает Леонид Делицын.

    comments powered by HyperComments
    Аналитики Сбербанка и НРД протестируют ICO на регулятивной площадке Центробанка — Bloomchain (Блумчейн.ру)
    2018-05-24 16:37:48
    […] Bloomchain писал подробный материал о том, каким действия […]