От ICO к IPO: зачем криптокомпаниям выход на биржу

Почему компании из криптоиндустрии задумываются об IPO и какие у них шансы?

Способ привлечения финансирования на ICO часто сравнивают с IPO — первичным публичным размещением акций. Сама аббревиатура ICO — Initial Coin Offering или первичное предложение монет — появилась по аналогии с IPO. Кто-то считает размещение токенов более демократичной альтернативой, кто-то — следующей ступенью краудфандинга и сбора средств на развитие проектов.

Некоторые участники рынка полагают, что со временем произойдет интеграция ICO и IPO.

По оценке исследовательской компании Dealogic, объем привлечения инвестиций с помощью IPO в 2017 году составил почти $200 млрд, что на 44% выше показателя предыдущего года. Объем привлеченных через ICO средств в 2017 году, по оценке CoinDesk ICO Tracker, составил $5,5 млрд. Однако не стоит забывать о темпах роста. Рынок ICO в прошлом году вырос более чем на 1900%, а объем привлеченного финансирования за 5 месяцев текущего года уже превысил $8 млрд.

Рынок ICO уступает IPO не только по размерам. Ему не хватает четкого регулирования и зрелости классического рынка. Существует еще ряд фундаментальных отличий, которые могут помешать теоретической интеграции. Главное — разная природа двух инструментов привлечения средств.

С помощью ICO стартапы собирают средства на разработку продукта, его дальнейшее развитие и продвижение. Инвесторы в этом случае вкладываются в идею с расчетом на то, что в будущем она будет востребована. С IPO все иначе: инвесторы покупают доли в компаниях с уже работающим бизнесом.

Показатели работы проекта подтверждает аудированная отчетность, акции имеют обеспечение, у компании есть устав и в большинстве случаев — прозрачная дивидендная политика.

Выход на биржу

Несмотря на жесткое регулирование процесса IPO и ответственности компаний перед инвесторами, в СМИ периодически появляются сообщения о блокчейн- и криптопроектах, которые хотят провести публичное размещение акций. Еще в конце 2014 года майнинговая компания Bitcoin Group планировала выйти на IPO на Австралийской фондовой бирже (ASX). Однако размещение несколько раз переносилось, а в 2016 году организаторы вообще отказались от этой идеи, сославшись на большое количество требований со стороны регулятора.

В 2018 году о подобных планах сообщили сразу несколько компаний из криптоиндустрии. Среди них — Canaan Creative, один из ведущих производителей оборудования для майнинга в мире. В качестве потенциальных юрисдикций компания рассматривает США и Гонконг. В ходе IPO Canaan Creative планирует привлечь $1 млрд. Доля компании на рынке производителей майнингового оборудования составляет порядка 15%.

Вскоре похожее заявление сделал основной конкурент Canaan Creative и лидер на рынке оборудования для майнинга криптовалюты — Bitmain. По оценкам экспертов, текущая стоимость компании может составляеть около $10 млрд. Компания занимает  практически монопольное положение на рынке: ее доля оценивается в 75%.

Bitmain рассчитывает на интерес со стороны венчурных фондов Sequoia Capital и IDG Capital.

К двум ведущим производителям ASIC-майнеров на днях присоединился криптовалютный стартап Argo Blockchain, предлагающий вычислительные мощности для майнинга в аренду. Компания подала соответствующую заявку на Лондонскую биржу (LSE). Argo Blockchain планирует привлечь более $26 млн и достичь капитализации $53 млн. Следовательно, стартап может разместить около 49% акций.

Будущая стоимость таких компаний будет зависеть от множества факторов, среди которых: курс криптовалют, себестоимость майнинга, доходность альтернативных инвестиций, процентные ставки. Сегодня доходность небольшой фермы с двумя средними видеокартами может составлять до 65% годовых. Соответственно, потенциальная стоимость оборудования и капитализация подобных компаний как минимум в 2-3 раза выше текущей. Однако такая оценка будет справедлива только в том случае, если на рынке не появятся конкуренты, а это маловероятно в долгосрочной перспективе.

Под прицелом регуляторов

Компаниям из криптомира легче собрать деньги на ICO, чем пытаться идти на биржу. Тем, кто все же планирует провести IPO, придется столкнуться с жестким контролем со стороны регуляторов. В конце прошлого года американские инвесторы получили предупреждения от Службы регулирования отрасли финансовых услуг (FINRA) и комиссии по рынкам и биржам (SEC) США о возможных мошеннических действиях новых компаний из сферы криптовалют.

Финансовые регуляторы США пристально следят за компаниями, так или иначе связанными с блокчейном. Например, SEC заинтересовалась The Crypto Company после того, как стоимость акций компании выросла более чем на 1 800%, а рыночная капитализация превысила $11 млрд. В поле зрения попала и компания Long Island Iced Tea Corp., чьи акции взлетели на 200% после смены названия на Long Blockchain Corp.

Если инвесторы готовы платить тройную цену только за смену названия, это говорит о том, что на рынке еще не сформировались условия для скорой интеграции ICO и IPO.

Отсутствие единых правил регулирования на рынке ICO дает организаторам проектов возможность не исполнять свои обязательства. А зарегулированность IPO и высокая стоимость публичного размещения акций не позволяет маленьким компаниям выйти на этот рынок. Возможно, ICO станет альтернативой IPO — если регулирование размещения токенов станет более понятным, а проекты будут стремиться доказать инвесторам серьезность своих намерений.