Какие законы готовят для российского крипторынка — путеводитель Bloomchain

Как разобраться в готовящихся законопроектах о криптовалютах и ICO?

0
511

В октябре 2017 года президент России Владимир Путин поручил правительству подготовить поправки к законодательству для регулирования рынка криптовалют. На выполнение этого распоряжения у кабинета министров осталось менее полутора месяцев — изменения должны быть представлены до 1 июля 2018 года.

После поручения президента парламентарии и профильные ведомства активно взялись за разработку правил и уже представили несколько проектов. Что это за документы и насколько они близки к получению статуса закона — в обзоре Bloomchain.

Законопроект «О цифровых финансовых активах»

Авторы: председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, а также еще 15 депутатов Госдумы и три члена Совета Федерации
Дата регистрации: 20 марта 2018 года
Статус: получил одобрение правительства

Основные положения:

  • документ вводит в законодательство основные понятия криптовалютного рынка: цифровой финансовый актив, цифровая транзакция, цифровая запись, распределенный реестр, криптовалюта, токен, смарт-контракт, цифровой кошелек, валидация цифровой записи, майнинг;
  • майнинг признается предпринимательской деятельностью в случае, когда лицо, которое его осуществляет, в течение трех месяцев подряд превышает установленные правительством лимиты энергопотребления;
  • криптовалюта и токен считаются цифровыми финансовыми активами,
    они не получат статус законного платежного средства в России;
  • у токена одного вида может быть только один эмитент;
  • покупатели токенов делятся на квалифицированных (их список определяется законом «О рынке ценных бумаг») и неквалифицированных инвесторов;
  • Центробанк ограничит размер инвестиций в токены одного проекта для неквалифицированных инвесторов;
  • процедура выпуска токенов (ICO) состоит из нескольких этапов: публикация инвестиционного меморандума, публикация оферты (не ранее, чем через три дня), заключение договоров с инвесторами;
  • до публикации оферты будет запрещена не только продажа, но и реклама токенов;
  • сделки по обмену токенов на рубли и валюту могут осуществлять только операторы обмена цифровых финансовых активов;
  • правила торгов криптовалютой и токенами должен разработать Центробанк;
  • цифровой кошелек необходимо авторизовать в соответствии с законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • порядок открытия и закрытия цифрового кошелька, а также требования к его защите будут установлены Центробанком позднее.

Законопроект о цифровых финансовых активах (.pdf) — пожалуй, наиболее обсуждаемый документ из «криптовалютного пакета», который внесли в Госдуму в конце марта. Его важность заключается в том, что он вводит в законодательство основные понятия, связанные с регулированием отрасли. Именно этих понятий касались главные замечания правительства, поручившего доработать отдельные положения документа. В частности, вопросы вызвали понятия «майнинг», «токен» и «криптовалюта».

О важности правильного понятийного аппарата в своем выступлении на юридическом форуме в Петербурге заявил премьер Дмитрий Медведев. «Нам нужно закрепить в гражданском законодательстве базовые положения, перевести их на язык права, поэтому вместо распространенных сленговых выражений типа «криптовалюты» и «токены» законодатели разрабатывают более юридически строгие понятия «цифровых денег» и «цифровых прав» и некоторые другие», — сказал он.

Перед рассмотрением в Госдуме кабинет министров также поручил авторам документа отметить связанные с ним изменения в бухгалтерском учета и налоговом законодательстве.

Несмотря на замечания, документ получил одобрение правительства и имеет все шансы быть принятым в кратчайшие сроки.

Первое чтение в Госдуме пройдет уже сегодня, 22 мая. Параллельно состоится рассмотрение поправок в Гражданский кодекс, подготовленных под руководством Вячеслава Володина и Павла Крашенинникова.

Поправки в Гражданский кодекс

Авторы: председатель Госдумы Вячеслав Володин, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков, еще 22 депутата Госдумы и один член Совета Федерации
Дата регистрации: 26 марта 2018 года
Статус: находится на рассмотрении в профильном комитете

Основные положения:

  • в законодательство вводится понятие «цифровое право» — под ним понимается «цифровой код или обозначение», которое может удостоверить «право на
    гражданские права»;
  • обладателем цифрового права признается лицо, имеющее уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, право также может быть передано третьему лицу;
  • сделки с цифровым правом подлежат судебной защите;
  • цифровые деньги могут использоваться в качестве платежного средства «в случаях и на условиях, установленных законом» физическими и юридическими лицами, их оборот регулируется цифровым правом;
  • документ разрешает использовать «автоматизированное исполнение обязательства» при заключении сделок и соглашений;
  • оспаривание состоявшегося «автоматизированного исполнения обязательства» возможно только в тех случаях, когда доказано «вмешательство сторон сделки или третьих лиц в процесс исполнения»;
  • документ допускает использование цифровых денег для расчета и выплаты денежного долга;
  • цифровые объекты определяются как имущество, поэтому на них будут распространяться положения ГК о дарении, наследовании и купле/продаже, а также о взыскании по решению суда.

На том же юридическом форуме в Петербурге один из авторов документа Павел Крашенинников сообщил, что ко второму чтению в Госдуме велика вероятность объединения двух законопроектов — о цифровых финансовых активах и о поправках в ГК.

При этом у текста Володина и Крашенинникова, судя по всему, больше шансов стать основой будущего закона — к нему у экспертов намного меньше вопросов.

Главное отличие этого законопроекта (.pdf) от предыдущего — базовое понятие «цифрового права», которое, по сути, вводится вместо понятия «токен», предложенного в законе о цифровых активах. Изначально предполагалось также использовать понятие «цифровые деньги» (вместо «криптовалют» в законе Аксакова), однако позднее было решено регулировать их с помощью отдельного закона.

Предложив изменения на уровне Гражданского кодекса, авторы устранили и главную проблему, на которую указали разработчикам закона о цифровых финансовых активах. Документ вводит в законодательство регулирующие правовые связи, возникающие в процессе оборота и распространения криптовалют.

Законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)»

Авторы: председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков, еще 11 депутатов Госдумы и два члена Совета Федерации
Дата внесения в Госдуму: 20 марта 2018 года
Статус: получил одобрение правительства

Основные положения:

  • в законодательство вводятся понятия «инвестиционная платформа», «краудфандинг», «лица, привлекающие инвестиции», «оператор инвестиционной платформы» и «токен инвестиционного проекта»;
  • краудфандинг определяется как «организация розничного финансирования», то есть привлечение средств от неинституциональных инвесторов;
  • услуги по организации краудфандинга будут заключаться на основании двух типов договоров: об оказании услуг по привлечению инвестиций и об оказании услуг по содействию в инвестировании;
  • инвестиции привлекаются через инвестиционные платформы, участвовать в них могут физические лица;
  • осуществление инвестиций может производиться четырьмя способами: путем предоставления займов, а также покупки ценных бумаг, долей в коммерческих компаниях или токенов инвестиционного проекта;
  • Центробанк установит лимиты инвестиций в течение года для неквалифицированных инвесторов и лимиты для тех, кто привлекает инвестиции;
  • следить за выполнением правил будут операторы инвестиционных платформ;
    операторами смогут стать организаторы торговли, брокеры, управляющие компании, депозитарии и регистраторы, но не смогут банки;
  • в России будет создан реестр операторов инвестиционных платформ;
  • размер собственных средств оператора инвестиционной платформы должен составлять не менее 5 млн руб.
  • лицо, которое привлекает инвестиции через инвестплатформу, указывает минимальную сумму и сроки сбора. Если целевые показатели не достигнуты, средства вернутся инвесторам;
  • инвестор может потребовать вернуть внесеннные средства в течение пяти рабочих дней;
  • инвестиция может быть осуществлена только безналичными денежными средствами;
    средства инвесторов перечисляются на номинальные денежные счета;
  • операторы инвестплатформ обязаны максимально раскрывать информацию о себе, инвестпроектах и лицах, привлекающих инвестиции.

Третий из большого «криптовалютного пакета» законопроект (.pdf) — о краудфандинге — также будет рассмотрен в Думе сегодня. Документ вводит правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации краудфандинга. Также он будет регулировать отношения платформ с инвесторами.

Правительство поддержало этот законопроект, сделав несколько замечаний перед рассмотрением документа. Прежде всего они касаются ограничений по суммам инвестиций: если поправки кабмина будут приняты, то один неквалифицированный инвестор сможет вложить во все инвестиционные проекты в течение года не более 600 тыс. рублей.

общую сумму инвестиций, привлеченных одним лицом с использованием инвестиционных платформ в течение года, предложено ограничить 1 млрд рублей.

Также в кабмине предложили смягчить требования к заинтересованным в использовании инвестплатформ квалифицированным инвесторам и прописать порядок исключения из реестра ЦБ РФ операторов инвестиционных платформ.

Постановление «Об аккредитации организаций, предоставляющих возможность выпуска цифровых токенов»

Автор: Минкомсвязи России
Дата регистрации: 9 февраля 2018 года
Статус: прошла стадия публичного обсуждения, формируется окончательный текст проекта постановления

Основные положения: аккредитацию проводит Минкомсвязи, разрешение выдается в течение 30 дней после подачи заявки и действует пять лет; ведомственные проверки проводятся раз в три года.

Требования к организациям:

  • зарегистрированное юридическое лицо в России;
  • наличие счета в банке;
  • уставный капитал — не менее 100 млн руб.;
  • наличие лицензии «на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств»;
  • наличие у организации утвержденных правил выпуска цифровых токенов.

«Очень важно во всех проектах цифровой экономики не пытаться избыточно зарегулировать то, что только зарождается. Нам казалось, что нужно попробовать все-таки пойти по пути аккредитации и дать некоторым профессиональным организациям реализовать реальные проекты», — говорил теперь уже бывший министр связи Николай Никифоров после того, как возглавляемое им ведомство опубликовало проект постановления.

Основная претензия к документу сводилась к сумме в 100 млн рублей, которой должен обладать организатор ICO. Снизить ее, к примеру, предлагала Торгово-промышленная палата. Однако в министерстве стоят на своем, утверждая, что это условие позволит обеспечить надежное размещение токенов на рынке.

Интересно, что Николай Никифоров не вошел в состав нового правительства, назначенного 18 мая. Пост министра в обновленном кабмине занял глава аналитического центра при правительстве Константин Носков. Само ведомство получило новое название — Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Каким образом смена руководства повлияет на будущее проекта постановления, пока сказать трудно.