Банки вынуждают клиентов сдавать биометрию

Некоторые финансовые организации выдвинули требования об обязательной сдаче биометрических данных для своих клиентов. В противном случае последним отказывают в предоставлении услуг, пишет Коммерсант.

Какие банки требуют сдавать биометрию в обязательном порядке?

На изменение политики сбора биометрических данных обратили внимание клиенты «ФК Открытие». Известно, что финансовая организация ограничила доступ к услугам для граждан, отказывающихся проходить процедуру передачи биометрии. Согласно сообщениям в сети, банк требует прохождения процедуры сдачи «слепков» лица, в том числе, в случае необходимости открытия вклада, а также при оформлении дебетовых карт. Информация о принудительной записи голоса при этом отсутствует.

Банки вынуждают клиентов сдавать биометрию

В качестве разъяснения ситуации, представители «ФК Открытие» рассказали о том, что они действительно приняли решение в обязательном порядке фотографировать вкладчиков. При этом организация преследует две цели:

  • организация идентификации клиентов, в рамках 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • снижение риска мошеннических операций.

Представители «ФК Открытие» отметили, что выбор сбора биометрических данных подходит под пункт 115-ФЗ, согласно которому банк в праве самостоятельно определять документы и сведения, необходимые для организации соответствия требованиям федерального закона.

При этом некоторые пользователи в сети отметили, что фотографирование клиента может не соответствовать понятию «сбор биометрии», поскольку данная процедура также подразумевает получение «слепка» голоса.

Банки вынуждают клиентов сдавать биометрию

Другой финансовой организацией, ограничившей доступ клиентов, не сдавших биометрию, к услугам, оказался Почта-Банк. По словам представителей банка, сбор данных призван защитить клиентов от мошеннических действий. При этом специалисты Почта-Банка проводят разъяснительную работу, в ходе которой каждому пользователю объясняется, для каких целей их фотографируют.

По мнению представителей Почта-Банка, они действуют в рамках Гражданского кодекса. Банк выдвигает условия заключения соглашения с клиентом, одним из пунктов которого является создание фотографии. В частности, данные условия распространяются на открытие счета. В случае несогласия, стороны могут не заключать договор.

Иными словами, если клиент не хочет передать Почта-Банку снимок своего лица, последний может отказать ему в предоставлении услуг.

BloomChain направил запрос в Почта-Банк с просьбой о прояснении ситуации. В частности, отсутствует информация о том, какие конкретно услуги предоставляются клиентам исключительно при сдаче биометрии. На текущий момент ответа не поступило.

Примечательно, что первые сообщения в сети о принудительном сборе биометрии появились еще в конце 2018 года. В том числе, в подобном поведении был замечен Сбербанк.

Банки вынуждают клиентов сдавать биометрию

Напомним, в апреле, в ответ на вопросы BloomChain об отношении ЦБ к выбранной банками политике принудительного сбора биометрии представители Центробанка пояснили, что с их стороны отсутствует давление на финансовые организации. Соответственно, банки не обязаны связывать свои услуги с обязательным сбором биометрических данных.

На новый запрос BloomChain с просьбой прояснить ситуацию, специалисты ЦБ не ответили. При этом часть пользователей банков считает, что в поведении финансовых организаций виноваты именно распоряжения Центробанка.

Банки вынуждают клиентов сдавать биометрию

Проблемы биометрии

Сбор биометрических данных был призван усилить безопасность клиентов банков, параллельно открыв доступ к организации удаленного предоставления услуг. Узнать больше о возможностях использования биометрии вы сможете из нашего материала.

Тем временем процедура сбора «слепков» лица и голоса привлекла мошенников. Пользуясь осведомленностью граждан о проведении банками подобной работы, злоумышленники, через подмену номера телефона, входят в контакт с клиентами финансовых организаций. В ходе беседы, представившись сотрудниками банка, мошенники выманивают информацию, благодаря которой перед ними открывается доступ к краже средств со счета жертвы. В некоторых случаях также задействуется электронная почта клиентов финансовых организаций.

Примечательно, что процедура добровольной передачи биометрических данных банкам не пользуется популярностью среди граждан. Одним из объяснений подобного положения могут быть опасения клиентов организаций, связанные с возможным хищением сведений злоумышленниками.

Кроме того, ранее появилась информация о том, что впоследствии доступ к биометрическим данным будет открыт коллекторам. Узнать больше о том, зачем именно банки собирают биометрию, а так же о том, стоит ли ее сдавать, вы сможете из нашего материала.

← Назад Поделиться:

Рекомендации