Новая волна сбора биометрии на подходе: эксперимент выходит за пределы банков

Центробанк решил расширить возможности сбора и практического применения биометрии.

Команда Центробанка планирует заняться организацией практического применения биометрических данных для оказания дистанционных услуг. При этом регулятор продолжит пополнять базу «слепков». С этой целью к сбору биометрии планируют привлечь нефинансовые организации и госструктуры (включая «Почту России»), передает Коммерсант.

Сбор «слепков» лица и голоса становится добровольно-принудительным?

Примечательно, что в сети начали появляться сообщения о принудительном сборе биометрии в различных организациях. В их числе оказался оператор сотовой связи МТС. По словам представителей компании (у BloomChain имеется запись разговора), в дальнейшем собранные ими данные поступают в Единую биометрическую систему (ЕБС) Центробанка.

Сотрудник МТС уточнил, что компания может продавать SIM-карты без внесения в базу биометрии. Однако в случае отказа клиента от передачи «слепка» своего лица, ему ограничивают доступ к совершению онлайн-покупок.

Чтобы получить биометрию клиента, компании прибегают к радикальным методам. В частности, под предлогом необходимости данной процедуры, отказывают в продаже SIM-карт и предоставлении услуг тем, кто не согласен фотографироваться.

Новая волна сбора биометрии на подходе: эксперимент выходит за пределы банков

Примечательно, что аналогичные попытки собрать биометрию без спроса были зафиксированы со стороны Сбербанка.

Новая волна сбора биометрии на подходе: эксперимент выходит за пределы банков

Ранее BloomChain уточнял у Центробанка, является ли подобная активность организаций следствием выданных им распоряжений. Представители регулятора ответили отрицательно.

«Банк России не ставил и не ставит перед собой цель связать оказание банковских услуг с обязательной сдачей биометрии», — так команда ЦБ описала свою позицию.

Для того, чтобы к октябрю 2020 года система на базе биометрии смогла заработать в полную силу, Центробанк хочет обязать банки предоставлять дистанционные услуги на основе «слепков» лица и голоса граждан. Среди возможностей, которые будут доступны пользователям в случае реализации инициативы ЦБ, присутствуют следующие:

  • открытие счетов и вкладов;
  • осуществление переводов средств;
  • выдача потребительских кредитов.

В настоящий момент биометрия задействована лишь в ряде финансовых организаций, включая ХКФ-банк, Совкомбанк, Тинькофф-банк, Промсвязьбанк и Почта-банк. Из них лишь последние две предоставляют все опции, перечисленные в списке выше. При этом представители финансовых организаций отмечают, что в настоящий момент задействование биометрии для предоставления услуг не пользуется популярностью.

Россияне не торопятся сдавать биометрию

Напомним, Центробанк начал собирать биометрические данные летом 2018 года. Для этого в России были организованы пункты сбора на базе финансовых учреждений. В настоящий момент граждане РФ могут сдавать «слепки» своего лица и голоса в более чем 10 тыс. отделений 172 организаций.

Несмотря на длительный период сбора данных, в базе Единой биометрической системы (ЕБС) находится лишь порядка 30 тыс. слепков. Отмечается, что граждане РФ не торопятся сдавать биометрию. Одни не уверены в безопасности данного метода, другие не видят преимуществ, которые может открыть перед ними передача «слепков» лица и голоса в ЕБС.

Новая волна сбора биометрии на подходе: эксперимент выходит за пределы банков

С целью популяризации дистанционных услуг с задействованием биометрии представители ЕБС также хотят расширить границы применения технологии. В частности, вывести ее за пределы банковского сектора (в том числе, на корпоративный сегмент). Одним из направлений может стать идентификация личности по «слепкам» лица и голоса в транспортных системах. К данной программе планируют подключить ОАО РЖД. Также при помощи биометрии клиенты банков смогут оплачивать покупки и даже приобретать страховку.