Исследование: россияне стали лучше знать свои финансовые права

Но стали менее разборчивыми при выборе финансовых и кредитных продуктов. Также снизилась доля людей, которые откладывают деньги на непредвиденные расходы.

Проект по повышению финансовой грамотности населения, который был запущен в 2011 году, дает положительный результат. Об этом говорят результаты исследований, проведенных в 2013, 2015 и 2019 годах Аналитическим центром НАФИ.

По данным исследований, жители регионов, в которых реализуются программы по повышению финансовой грамотности, лучше, чем граждане из других регионов, разбираются в вопросах, связанных с личными финансами.

Изначально участниками проекта стали два пилотных региона — Калининградская и Вологодская области. В 2013 году к ним присоединились Республика Татарстан, Алтайский край, Краснодарский край, Ставропольский край, а также Архангельская, Саратовская и Томская области (так называемые регионы-участники).

Мерой эффективности проекта выступили четыре индикатора, о которых речь пойдет ниже. Специалисты НАФИ провели социологический опрос по репрезентативной выборке, в которую вошли граждане в возрасте от 18 до 79 лет с низким или средним доходом.

Доля респондентов, верно ответивших на заданные вопросы, в пилотных регионах и в регионах-участниках растет, тогда как по России в целом процент таких людей падает. Такая динамика прослеживается практически по всем индикаторам эффективности.

Индикаторы эффективности проекта

В регионах, где реализуется проект, люди лучше понимают соотношение риска и доходности — чем выше доходность финансового продукта, тем выше риск потери денег. Однако в целом по России, количество людей, верно понимающих это соотношение, снизилось.

«риск – доходность»

 

В пилотных регионах и регионах-участниках все больше жителей откладывают деньги на непредвиденные расходы. В то же время в целом по России наблюдается значительное снижение числа людей, которые имеют сбережения. Вероятно, это связано со снижением доходов населения.

непредвиденные расходы

К выбору кредитных продуктов жители, с которыми проводили занятия по финансовой грамотности, подходят более тщательно, предпочитая сравнивать альтернативные предложения разных организаций.

альтернативные предложения

В целом растет доля людей, которые знают, куда обращаться в случае нарушения их прав кредитной организацией или страховой компанией. Наибольший прирост наблюдается в пилотных регионах.

обман со стороны финансовой организации

Какие финансовые продукты пользуются спросом в России

В другом своем исследовании Аналитический центр выяснил, какие финансовые продукты наиболее популярны у россиян. По результатам опроса, граждане России отдают предпочтение зарплатным картам и мобильному банкингу.

В июле 2019 года НАФИ опросил 1600 человек в 150 населенных пунктах по всей России. В опросе приняли участие только совершеннолетние респонденты. 

популярность

Зарплатными картами, а также пластиковыми картами для получения стипендии, пенсии и т. д. пользуются 71% россиян. Треть опрошенных являются держателями дебетовых карт, полученных при открытии счета в банке. У 21% людей есть кредитные карты.

Специалисты НАФИ отметили рост спроса на услуги дистанционного банковского обслуживания. Более половины опрошенных пользуются услугами мобильного банка, 30% используют интернет-банк. Услуги дистанционного обслуживания наиболее востребованы среди граждан в возрасте от 18 до 34 лет — 75% из них пользуются мобильным банком.