Сбербанк и Mail.ru создадут совместное предприятие за 100 млрд рублей

Сбербанк нашел нового партнера на рынке онлайн-сервисов — Mail.ru Group. Вместе они намерены создать платформу, в которую войдут сервис доставки еды Delivery Club и такси «Ситимобил».

Сбербанк и Mail.ru Group (MRG) подписали соглашение о намерениях создать совместное предприятие в сфере перевозки пассажиров и доставки еды. Об этом компании сообщили в совместном пресс-релизе.

Сделку планируют закрыть осенью 2019 года, после того, как получат разрешения от соответствующих регулирующих органов. Совместным предприятием станет новоиспеченная платформа, на которой потребители в цифровой среде будут делать покупки у поставщиков оффлайн-услуг (O2O-платформа).

СП создадут на базе сервисов Delivery Club и «Ситимобил», принадлежащих MRG. Доли в предприятии разделят поровну. Если СП достигнет целевых показателей в течение года, партнеры инвестируют в платформу до 64 млрд рублей. Ожидается, что предприятие сможет достичь оценки в 100 млрд рублей и через несколько лет выйти на IPO.

Какие активы войдут в совместное предприятие

В СП войдут 100% сервиса доставки еды Delivery Club и 22,69% сервиса заказа такси «Ситимобил». Отмечается, что все связанные с сервисами инвестиции и опционы других компаний этих индустрий также войдут в СП.

Помимо этого, Mail.ru Group консолидирует на СП доли в размере 75% акций «Ситимобил» и инвестирует 7,7 млрд рублей. Если предприятие выполнит определенные целевые показатели в течение года, Mail.ru инвестирует еще 5,1 млрд рублей.

От Сбербанка в СП войдут 35% компании Foodplex, которую банк учредил вместе с Rambler Group. Помимо этого Сбербанк инвестирует в проект 38 млрд рублей и еще 13 млрд, если платформа достигнет ряда KPI.

Foodplex — компания, владеющая системой цифрового маркетинга и платежей Plazius, сервисом бронирования «Афиша-Рестораны», системой работы хостес Smart Reserve и разработчиком системы автоматизации ресторанов USG. Rambler владеет 30% акций Foodplex, еще 35% принадлежит GHP Partners и основателям UCS — Григорию Гуревичу и Евгению Малахову.

Предпосылки сделки

«Ведомости» пишут, что Mail.ru начала искать партнеров для создания СП еще осенью прошлого года. Группе нужны были инвесторы, которые могли бы вложить $300-400 млн. «Ситимобил», который занимает второе после Яндекса место на столичном рынке перевозок, изначально не планировали вносить в предприятие.

В июле 2019 года «Яндекс» сообщил, что собирается купить активы ГК «Везет». Если компании удастся закрыть сделку, «Яндекс» существенно увеличит свое присутствие в регионах, а MRG упустит возможность получить долю в региональном сервисе.  

После анонса «Яндекса» MRG заявила, что сделка может и не состояться — в свое время ГК «Везет» получил от MRG конвертируемый займ, по условиям которого MRG имеет право вето на отчуждение ключевых активов ГК.

«Сбербанк» давно уже сотрудничает с «Яндексом» — глава банка Герман Греф входит в совет директоров технологической компании в качестве неисполнительного директора. У Сбербанка и «Яндекса» есть совместный проект — маркетплейс «Беру», запущенный в октябре прошлого года.

Напомним, в начале месяца СМИ сообщали, что у Сбербанка возникли определенные разногласия с «Яндексом». Банк якобы задумался над выходом из СП и покупкой одного из крупнейших игроков рынка онлайн-ритейла — Avito или Ozon. Однако, представители банка, равно как и представители «Яндекса», опровергли эти слухи.

Журналисты The Bell сообщают, что «Яндекс» отказался давать изданию комментарии. Однако источник, близкий к одной из заинтересованных компаний, рассказал, что Сбербанк уведомил «Яндекс» о предстоящей сделке незадолго до публикации пресс-релиза. 

Источник в «Яндексе» рассказал журналистам, что компания привыкла конкурировать с транснациональными корпорациями и чувствует себя в этой борьбе вполне уверенно.