СМИ: Сбербанк и «Яндекс» планируют поменять структуру владения совместным предприятием

Сообщается, что «Яндекс» не может договориться со Сбербанком о сотрудничестве на равноправной основе.

На фоне разногласий, связанных с управлением совместным предприятием на базе «Яндекс.Маркета», Сбербанк и «Яндекс» планируют поменять структуру владения СП. Об этом пишет издание The Financial Times со ссылкой на источники, близкие к компаниям.

Совместное предприятие

Сбербанк и «Яндекс» сотрудничают в рамках совместного проекта — маркетплейса «Беру», который был запущен в октябре 2018 года. Совместное предприятие тогда оценили в 60 млрд рублей. Партнеры поровну разделили доли в СП, оставив 10% акций под нужды менеджмента. 

Маркетплейс "Беру"
Маркетплейс «Беру»

В ноябре того же года партнеры запустили еще один маркетплейс — Bringly. Он специализируется на онлайн-покупках в зарубежных магазинах. По всей видимости, разногласия связаны с этими двумя маркетплейсами.

Что не могут поделить партнеры

В результате переговоров у одного из партнеров должен появится четкий контроль над СП. Источники The Financial Times сообщают, что переговоры находятся на ранней стадии. Герман Греф, председатель правления Сбербанка, не посещает собрания совета директоров «Яндекса» с тех пор, как у банка сорвалась сделка по покупке доли в интернет-компании.

Напомним, в октябре 2018 года СМИ писали о том, что Сбербанк желает приобрести 30% «Яндекса» и право вето по ключевым моментам. На тот момент капитализация интернет-компании на американской бирже NASDAQ составляла $11,5 млрд. Таким образом, стоимость 30% акций — $3,8 млрд.

В мае этого года Греф сказал, что его банк не интересует доля в интернет-компании, потому что еще осенью 2009 года Сбербанк купил «золотую акцию», позволяющую ему накладывать вето на нежелательные сделки «Яндекса» с другими компаниями.

Источники The Financial Times говорят, что партнеры не могут договориться по поводу управления СП и вектора его дальнейшего развития. Близкий к интернет-компании источник пояснил: основная претензия «Яндекса» заключается в том, Сбербанк все время пытается взять совместное предприятие под свой контроль, с ним не получается договориться о сотрудничестве на равноправной основе.

Финансовый директор «Яндекса» Грег Абовский пояснил, что нет ничего не обычного в том, что мнения партнеров расходятся по ряду вопросов. «Яндекс» действительно обсуждал с банком изменение ряда условий сотрудничества, но речи о ликвидации СП или о выходе из него Сбербанка не было.

Опять двадцать пять

В начале месяца сообщалось, что Сбербанк думает над покупкой одного из крупных игроков в сфере отечественного онлайн-ритейла — Ozon или Avito. Якобы у банка возникли разногласия с «Яндексом» по поводу маркетплейса «Беру»: партнеры не могут поделить сферы влияния и уладить разногласия, связанные с политикой Сбербанка.

И «Яндекс» и Сбербанк опровергли эти слухи, заявив, что довольны сотрудничеством в рамках совместного предприятия. Греф сказал, что месячная выручка «Беру» превысила 1 млрд рублей. Вполне возможно, что и эту информацию партнеры впоследствии опровергнут.