ЦБ предложил решение для борьбы с телефонным мошенничеством

Представители ЦБ обратились к финансовым организациям с просьбой предоставить данные об их номерах телефонов.

Центробанк решил начать борьбу с телефонным мошенничеством. С этой целью представители ЦБ намерены собрать базы телефонных номеров финансовых организаций, чтобы в дальнейшем операторы мобильной связи получили возможность блокировать звонки с подозрительных телефонов. Для этого Центробанк разослал банкам письма с соответствующим требованием, пишет Коммерсант.

Как ЦБ предлагает бороться с мошенниками

В письме ЦБ представил тактику работы, направленную на борьбу с телефонным мошенничеством, основанным на подмене номера звонящего. Согласно требованиям регулятора, финансовые организации должны предоставить информацию о телефонных номерах, благодаря которым они взаимодействуют с клиентами (ведут прием звонков и совершают звонки сами), в срок до 30 мая. Полученные сведения будут использованы ЦБ для подготовки основы механизма борьбы с мошенниками.

Работа под знакомым пользователям номером телефона (маскируясь под банк) позволяет злоумышленникам выходить на общение с людьми, предпочитающими не брать трубку с незнакомых номеров.

ЦБ начал подготовку к борьбе с телефонными мошенниками

Другой мерой безопасности, рекомендованной ЦБ, стало создание дополнительной аутентификации звонящего. Для этого финансовым организациям было предложено создать запрос на ввод секретного кода со стороны клиента.

Известно, что помимо ЦБ, в работе над предотвращением телефонного мошенничества также участвуют Роскомнадзором, Минкомсвязи и ряд операторов связи. Представители компании «Билайн» считают, что для борьбы с мошенничеством необходимо принятие более широкого перечня комплексных мер. В МТС – наоборот оценили инициативу ЦБ, отметив ее вероятную эффективность.

Телефонное и не только мошенничество: как крадут деньги граждан

Причиной для рассылки письма со стороны ЦБ стало увеличение эпизодов телефонного мошенничества с целью кражи денег физлиц. В большинстве случаев злоумышленники использовали функцию подмена номера. Одна из популярных схем выглядит следующим образом:

  • Через подмену номера мошенники от лица клиента звонили в финансовую организацию. Далее, через сервис автоинформатора, происходило получение информации об остатке средств на счете, а также о некоторых операциях.
  • Получив данные, злоумышленники «маскировали» свой номер телефона под банковский. Далее, под различными предлогами, оперируя полученной ранее информацией, они заставляли клиентов финансовых организаций раскрывать некоторые важные сведения (например, CVV-код).
  • Совокупность данных позволяла мошенникам переводить средства со счета клиента банка.

Подмена номера телефона – не единственный способ мошенничества. Другая популярная схема основана на перевыпуске SIM-карты. Для этого злоумышленники используют поддельные документы, либо фальшивую доверенность.

Впервые об инициативе ЦБ о начале ведения борьбы против телефонных мошенников стало известно в марте этого года. Помимо кражи денег при помощи номера мобильного телефона, преступники также используют другие методы. Так, ранее стало известно о том, что свыше 80% случаев кибермошенничества приходится на социальную инженерию. Другим видом популярного мошенничества стал обман пользователей под видом проведения беспроигрышных лотерей и опросов с оплатой за участие.