Центробанк изучит механизм прямого подключения ритейлеров к СБП

Ритейлеры хотят подключаться к Системе быстрых платежей (СБП) напрямую, минуя банки. Взамен они готовы заниматься развитием сервиса оплаты товаров и услуг по QR-коду, а также делать скидки покупателям. Об это сказано в адресованном Центробанку письме Торгово-промышленной палаты РФ, передает газета «Известия».

Читайте Bloomchain через любимые соцсети: TelegramVKFB

Система быстрых платежей была запущена в начале 2019 года. Клиенты банков, которые к ней подключились, могут переводить друг другу деньги по номеру телефона. В сервисе также присутствует возможность оплаты товаров и услуг по QR-коду — в конце августа прошлого года ЦБ утвердил соответствующие тарифы. 

Ритейлерам выгодно принимать QR-платежи, потому что комиссия за прием банковских карт значительно выше комиссии за оплату через СБП. Для большинства видов торгово-сервисных предприятий (ТСП) регулятор установил комиссию на уровне 0,4-0,7% — банки взимают со своих клиентов-юрлиц порядка 1-3% от суммы платежа.

эквайрингСхема эквайринга. Источник: S4 Consulting

По закону «О национальной платежной системе» участниками СБП могут стать только организации, обладающие банковской лицензией. Если ритейлерам позволят подключаться к СБП напрямую, они смогут снизить расходы на эквайринг в 2-3 раза — участники СБП платят не более 0,2% за транзакцию. Сэкономленные деньги компании могут вложить в развитие своего бизнеса и формирование программ лояльности для клиентов.

Обратная сторона медали

По информации «Известий», вопрос прямого подключения ритейлеров к СБП уже несколько месяцев обсуждается с Национальной системой платежных карт (НСПК), которая выполняет функции клирингового и операционного платежного центра СБП. Поскольку QR-код для оплаты товара генерирует сама Система, банк, как лишнее звено, можно исключить из цепочки оплаты. 

Однако, к участникам СБП предъявляются повышенные требования по части безопасности, поэтому, даже если регулятор удовлетворит просьбу бизнеса, подключиться к системе позволят только тем предприятиям, инфраструктура которых соответствует стандартам. Именно с низким уровнем IT-систем ритейлеров связано требование о наличии лицензии.

Лидеры рынка электронной коммерции — крупные технологические компании, которые по части информационной безопасности не уступают кредитным организациям — смогут поддерживать стандарты ЦБ. Для средних и малых компаний процесс прямого подключения станет слишком трудоемким и дорогим, поэтому они продолжат подключаться через кредитные организации. 

Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что расходы на модернизацию инфраструктуры окупятся уже через два года, но в условиях пандемии бизнесу не нужны лишние траты. Если ЦБ поддержит инициативу ритейла, новый механизм может быть запущен уже через полгода — сразу по окончанию пандемии.

← Назад Поделиться:

Рекомендации

QR

Сервис оплаты покупок по QR-коду через СБП так и не вышел из пилотного режима

Новости

Платежи через СБП оказались ненужны крупным ритейлерам и банкам

В развитии сервиса оплаты товаров и услуг через СБП заинтересованы в первую очередь представители малого бизнеса. Крупные ритейлеры пытаются снизить комиссии по традиционному эквайрингу и откладывают внедрение нового сервиса.

Aртем Галунoв2 мин

Банкам РФ установили дедлайн подключения платежей по QR-кодам в СБП

Для разных групп финансовых организаций установили свои временные ограничения.

Евгения Лиходей2 мин

Клиенты НПФ получили возможность пополнять пенсионные счета через СБП

Внедрение платежей через СБП снижает расходы на проведение операций для фонда в 4,5 раза.

Aртем Галунoв2 мин