У клиентов банков РФ стали больше воровать, но возместить потери им теперь удается реже

Чаще всего мошенники крадут средства при помощи методов социальной инженерии и фишинга.

Банк России зафиксировал существенный рост операций без согласия клиентов (ОБС) в РФ, в рамках анализа результатов за 3 квартал 2021 года. Информация об этом появилась на официальном сайте регулятора в «Обзоре отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств».

По данным Банка России, в 3 квартале 2021 года мошенники украли у клиентов банков РФ 3,2 млрд рублей. Для сравнения результат 2020 года за аналогичный промежуток времени – 2,7 млрд рублей. При этом аналитики обратили внимание на следующие моменты:

  • Доля социальной инженерии к году снизилась. Если в 3 квартале 2020 года показатель находился на уровне 63,8%, то в 2021 году масштабы применения инструмента сократились до 41%.
  • Доля возмещенных средств пострадавшим клиентам банков РФ также снизилась. Если в 3 квартале 2020 года показатель составлял 13,1%, то в 2021 году он опустился до 7,7%.

Также аналитики обратили внимание на то, что мошенники стали чаще использовать, в рамках кражи денег клиентов банков РФ, банкоматы, терминалы и импринтеры. Количество инцидентов, связанных с воровством денег через интернет, также возросло. При этом объем ОБС в рамках систем дистанционного банковского обслуживания юридических лиц снизился.

Сравнение количества ОБС в России по категориям инструментов в 3 кварталах 2020 и 2021 годов. Источник: Банк России

Среди других изменения, команда Банка России обратила внимание на рост объема украденных средств через банкоматы, терминалы и импринтеры. За год показатель вырос более чем в 2 раза. При этом объемы воровства денег клиентов банков РФ, связанных с оплатой товаров и услуги в интернете, снизились.

Сравнение объема украденных в рамках ОБС средств в России по категориям инструментов в 3 кварталах 2020 и 2021 годов. Источник: Банк России

Самыми распространенными в 3 квартале 2021 года типами инцидентов аналитики Банка России назвали атаки на клиентов банков, в рамках которых мошенники применяли инструменты социальной инженерии или фишинг.

Сравнение количества атак, связанных с кражей денег в 3 квартале 2021 года, по типам. Источник: Банк России

Также в Банке России отчитались о существенном росте количества выявленных мошеннических телефонных номеров, которые злоумышленники использовали для кражи денег клиентов финансовых организаций.

Сравнение количества выявленных мошеннических номеров в 3 квартале 2020 и 2021 годов. Источник: Банк России

При этом в России снизилось количество ресурсов, которые ведут деятельность без лицензии. Несмотря на это за подотчетный период было выявлено больше, чем в 2020 году, финансовых пирамид.

Статистика мошеннических интернет-ресурсов в 3 квартале 2020 и 2021 годов. Источник: Банк России

Напомним, ранее Банк России раскрыл доход организаторов финансовых пирамид.

← Назад Поделиться:

Рекомендации

ЦБ может обязать банки возвращать деньги жертвам мошенников

Евгения Лиходей2 мин
«Яндекс» привлек ЦБ к борьбе с двойником своего банка

Финансовая организация, по данным СМИ, находится в спящем режиме.

Евгения Лиходей2 мин

Банк России: в 2020 году каждый второй россиянин сталкивался с мошенничеством

Несмотря на это, уровень доверия пользователей к финансовым организациям растет.

Евгения Лиходей2 мин

ВТБ: мошенники стали чаще совершать комбинированные атаки на клиентов банков

По данным аналитиков, у злоумышленников приобрел популярность «гибридный» подход к работе.

Евгения Лиходей2 мин

Россиянам предложили способ возврата украденных мошенниками средств

Для того, чтобы осуществить процесс, в том числе, предлагают накладывать арест на имущество злоумышленников.

Евгения Лиходей2 мин

Кражи средств клиентов банков составили почти четверть всех преступлений 2020 года

Злоумышленники продолжают использовать в своей работе старые, хорошо известные схемы.

Евгения Лиходей2 мин