Без купюр: как менялся российский рынок онлайн-платежей и операций с картами

Покупательские привычки россиян меняются, наличные снимают все реже, а электронные кошельки используют для разовых покупок. Чем еще примечателен рынок безналичных платежей России — в исследовании Bloomchain.

Прочитать или скачать исследование Bloomchain «Безналичные расчеты 2020»

Жители России стали заметно реже снимать наличные и чаще оплачивать покупки с помощью платежных карт. За последние 7 лет доля операций по снятию кеша упала почти на 60 п.п. до 7%, средний размер – 9,3 тысяч рублей. На оплату картами товаров и услуг напротив, приходится до 80% совершенных транзакций со средним чеком 850 рублей. Однако распределение по объемам этих операций выглядит иначе.

Без купюр: как менялся российский рынок онлайн-платежей и операций с картами

В прошлом году клиенты сняли со своих карт порядка 29 трлн рублей наличности, а товаров и услуг приобрели на 28 трлн рублей. О такой пропорции говорят и сами российские банки. Более детальная статистика ЦБ позволяет анализировать еще один важный тип операций – перевод с карты на карту. В прошлом году объем таких и прочих транзакций превысил 35 трлн рублей, то есть стал более значимым относительно первого и второго видов операций.Без купюр: как менялся российский рынок онлайн-платежей и операций с картамиБез купюр: как менялся российский рынок онлайн-платежей и операций с картами

Меняются покупательские привычки. Отношение объемов всех операций, совершенных с использованием карт, к доходам населения выросло почти в два раза и превысило 90%. Почти половина операций приходится на оплату товаров и услуг. В обороте розничной торговли операции с картами занимают порядка 60%. Этот показатель вырос в три раза всего за 5 лет.

С точки зрения клиентского опыта, банковские карты – самый популярный способ онлайн-оплаты среди россиян. Однако, каждый десятый из опрошенных ответил, что ни разу за год не платил картой. Почти половина опрошенных использует бесконтактные платежи для осуществления покупок.

Без купюр: как менялся российский рынок онлайн-платежей и операций с картами

Индустрия безналичного p2b- и p2p-оборота уходит в онлайн. Более четверти открытых счетов к началу этого года имели дистанционный доступ, практически все с доступом в интернет. Количество активных электронных кошельков в России превысило количество карт более чем в два раза. Тем не менее, операции с кошельками проводились почти в 15 раз реже, а суммарный объем транзакций по ним – в 46 раз меньше, чем аналогичный показатель по картам.

Без купюр: как менялся российский рынок онлайн-платежей и операций с картами

Почти все электронные средства платежа для перевода электронных денег (т.е. электронные кошельки) – неперсонифицированы и имеют серьезные ограничения по суммам операций. Можно предположить, что электронные кошельки используются для разовых покупок в интернете с целью обезопасить свое основное средство платежа.

Без купюр: как менялся российский рынок онлайн-платежей и операций с картами

Почти половина опрошенных НАФИ регулярно оплачивает товары и услуги в формате онлайн. За последние 4 года этот показатель возрос на 41 п.п. Наконец, пятая часть россиян за год (сентябрь 2018-сентябрь 2019) не посещали офисов финансовых организаций для решения вопросов, а использовали удаленные каналы связи.

← Назад Поделиться:

Рекомендации

В 2020 году россияне совершили практически 3,5 млрд оплат по картам «Мир»

Aртем Галунoв2 мин
К 2024 году доля наличных платежей в России может упасть до 10%

Аналитики Visa и Банка России разошлись в прогнозах развития рынка.

Евгения Лиходей2 мин

Большинство россиян возлагает ответственность за мошенничество по картам на банки

Более половины россиян считают, что именно банки должны возмещать ущерб от мошенничества по картам.

Aртем Галунoв2 мин

ЦБ: в России возобновился рост значимости безналичных платежей

Граждане РФ начали терять интерес к наличным деньгам в конце прошлого года.

Евгения Лиходей2 мин

Финтех-стартап PPRO привлек $180 млн финансирования и вошел в «клуб единорогов»

Генеральный директор стартапа Саймон Блэк не исключает, что в будущем его компания может выйти на публичный рынок.

Aртем Галунoв2 мин

Владелец TikTok запустил собственный платежный сервис

Сервис назвали Douyin Pay. ByteDance получила возможность обрабатывать электронные платежи в прошлом году.

Aртем Галунoв2 мин